Лучший педагог года

Обобщающий педагогический опыт на тему: «Развитие речи детей младенческого возраста (дети от 0 до 1 года)»

назарова елена сергеевна
Обобщающий педагогический опыт на тему: «Развитие речи детей младенческого возраста (дети от 0 до 1 года)»
▼ Скачать

Введение

Глава I. Теоретические аспекты развития речи детей младенческого возраста

1.1 Содержание и критерии развития речи детей младенческого возраста

1.2 Особенности развития речи детей младенческого возраста в условиях дома ребенка

Глава II. Организация практической (обучающей) работы по развитию речи у детей младенческого возраста

2.1 Диагностика сформированности речевого развития у детей первого года жизни

2.2 Развитие речи ребенка первого года жизни. Становление речи

2.3 Методы, приемы и особенности развития речи детей младенческого возраста

2.4 Результаты практической (обучающей) работы по развитию речи детей младенческого возраста

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что она посвящена особенностям речевого развития детей младенческого возраста, воспитывающихся вне семьи. До настоящего времени отмечается, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, отстают в развитии от ровесников, растущих в семьях, то есть сохраняются основания для сглаженных, мягких форм госпитализма, что негативно сказывается на дальнейшем формировании личности подрастающего человека.

Проблема развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях, привлекает внимание многих исследователей, как у нас в стране, так и за рубежом. Особенно это касается проблемы возникновения и развития речи (Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, Е. К. Каверина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Е. И. Тихеева, Т. Бауэр, К. Бюлер, Дж. Брунер, и др.).

Во многих исследованиях подчеркивается количественная сторона в развитии речи, то есть установлены сроки появления у детей тех или иных лингвистических единиц; установлен факт отставания в речевом развитии детей, воспитывающихся в детских учреждениях. Подчеркивается роль коммуникативного фактора в развитии речи.

Однако, несмотря на большое количество психологических и педагогических работ, посвященных изучению речи, речевой деятельности, тем не менее, остается неясным определение причин, задерживающих или ускоряющих речевое развитие ребенка, до сих пор нет определенности в вопросе, связанном с моментом возникновения речи, с темпом ее овладения, с факторами, определяющими ее развитие.

Объект работы: развитие речи детей младенческого возраста.

Предмет работы: методы и средства развития речи детей младенческого возраста в условиях дома ребенка.

Цель работы: анализ условий и факторов развития речи детей младенческого возраста, определение эффективных методов и средств сопровождения речевого развития детей.

Задачи работы:

провести анализ литературы по теме работы;

проанализировать содержание и критерии развития речи детей младенческого возраста;

выявить особенности развития речи детей младенческого возраста в условиях дома ребенка.

Теоретическая и методологическая основа работы: основой данной работы послужили работы ученых по проблематике развития речи детей младенческого возраста, таких как Алексеева Е. Е., Бардышева Т. Ю., Костыгина В. Н., Завьялова Т. П., Литвинова О. Э., Мещерякова С. Ю., Галигузова Л. Н., Разенкова Ю. А., Выродова И. А., Ушакова О. С., Филичева Т. Б. и пр.

Научная новизна работы: в работе предложены методы и средства сопровождения речевого развития детей младенческого возраста в условиях дома ребенка, с учетом специфики развития данной возрастной группы.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть применены в ходе логопедической и воспитательной работы с детьми младенческого возраста, а также в целях дальнейшего развития теории и практики сопровождения речевого развития данной возрастной группы.

Используемые методы: анализ психолого-педагогической литературы, анализ воспитательно-образовательной работы воспитателя, наблюдение за играми и занятиями с детьми.

База исследования: ГКУЗ ВО «Муромский дом ребенка специализированный». В исследовании были задействованы дети грудной группы (от рождения до 12 месяцев).

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава I. Теоретические аспекты развития речи детей младенческого возраста

1.1 Содержание и критерии развития речи детей младенческого возраста

Развитие речи детей младенческого возраста – это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребенком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребенок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития.

Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами взрослой речи.

Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, они исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

С точки зрения Р. С. Рубинштейна, факт столь раннего появления в речи ребенка форм, выражающих причинные, а затем и различные логические отношения в сопоставлении с данными об умственном развитии ребенка говорит в пользу того, что оперирование словами, выражающими отношения причинности, основания, противопоставления в привычных построениях, не доказывает, что ребенок вполне осознал и те принципы или отношения, для выражения которых они служат в речи взрослых. Таким образом, речь оказывает определенное влияние на умственное развитие ребенка, включаясь в процесс формирования. Речевые формы, опережая уровень умственного развития, являются отложившимся в форме речи выражением общественного сознания, сложившегося в результате общественной практики.

В первые месяцы после рождения ребенок внимательно слушает родителей и других окружающих его взрослых. Постепенно он учится различать голоса разных людей, поворачивает голову на звук, когда с ним разговаривают.

Вначале ребенок овладевает произношением гласных звуков, затем, примерно к 4 месяцам, появляются первые согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6–12 месяцев ребенок уже активно имитирует звуки речи взрослых людей. Он начинает лепетать, произносить слоги «па-па», «ма-ма». В 10 месяцев он начинает отзываться на свое имя. К году ребенок начинает произносить простые слова (мама, папа, дай, на).

Норма речевого развития детей 1 года – словарный запас от 3 до 20 слов. Помимо этого, малыш начинает понимать просьбы что-то дать или показать. В годик он начинает выговаривать простые слова, которые постоянно слышит, затем начинает произносить прилагательные. Для привлечения внимания малыш в этот период использует жесты и звуки. Сложные сочетания в речи он пропускает, выговаривая слова так, как ему удобно (например, вместо «плохой» он говорит «пахой»).

Ребенок начиная с года больше двигается, перемещается самостоятельно и начинает активно накапливать знания об окружающем мире. Его словарный запас активно пополняется. До полутора лет малыш использует всего 30-40 слов, а к двум годам в его арсенале уже 300-400 слов.

К трем-четырем месяцам малыш начинает издавать осознанные звуки. В это время преобладают гласные, затем к ним постепенно начинают добавляться согласные. Появляются первые слоги (например, «гу»). Начиная с 8 месяцев в речи появляются первые открытые слоги «ба-ба», ма-ма».

Выделим основные критерии, определяющие развитие речи детей младенческого возраста:

1-й месяц. К концу первого месяца жизни младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредоточивается на взрослом.

2-й месяц. Характеризуется улыбкой при общении, причем в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», а в 8 недель – уже закономерная улыбка.

3-й месяц. Наблюдается оживление при общении со взрослым, гуление. Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

4-й месяц. Появляется первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5-й месяц. Ребенок реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса.

6-й месяц. К этому времени у ребенка в речи появляется первый слог: ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7-й месяц. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8-й месяц. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из показателей нормального развития речи – лепет, то есть повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т. п. В речи используются звуки п, б, м, г, к, э, а.

9-й месяц. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в ладушки.

10-й месяц. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1–2 «лепетных слова» (типа ляля, баба, понятных в конкретной ситуации.

11-й месяц. В «словарном запасе» уже как минимум 3 «лепетных слова», понятных в конкретной ситуации.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «дай ручку», «нельзя») .

Как развивать речь у годовалого ребенка? В первые годы жизни основой получения информации об окружающем мире является сенсорный канал (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание).

Осязание. В первые месяцы жизни является основным чувством. Поэтому малыша нужно чаще гладить, прикасаться к нему, делать массаж, гимнастику, давать ему трогать игрушки различной фактуры и формы. Благодаря таким контактам с внешней средой и тренировкам осязания детский организм формирует знания о себе, своих ощущениях, которые пригодятся ему в дальнейшем развитии.

Зрение. Ребенка с первых месяцев жизни нужно заинтересовать окружающими предметами. Он должен научиться фокусировать зрение, удерживать внимание на различных объектах. Для этого над кроваткой малыша можно повесить цветные яркие предметы (игрушки, воздушные шары). Когда ребенок подрастет арсенал предметов внешней среды начинает пополняться игрушками. Кроме этого, визуальные ощущения малыш получает во время прогулок и нахождения вне дома.

Слух. Ребенку необходимо давать как можно больше информации, которую он может воспринимать через органы слуха. Это может быть хорошая музыка, звуки природы, шум улицы и, конечно, речь близких людей. Нужно постоянно разговаривать с младенцем на самые разные темы. У большинства матерей это получается само собой, когда они озвучивают свои действия (купание, пеленание, кормление и так далее). Также нужно показывать на предметы и озвучивать их название. Когда ребенок начинает гулить, необходимо откликаться на его звуки и «поддерживать разговор».

Вкус. Молоко матери, соки, вода, пища (вначале протертая, затем твердая) – разнообразие вкусов врывается в сознание ребенка. Постепенно расширяя ассортимент продуктов в рационе, вы расширяете вкусовые ощущения малыша, формируя пищевые пристрастия. Кстати, установлено, что в пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Поэтому если малыши долго получают протертую пищу и соответствующие мышцы не тренируются, развитие у него четкой артикуляции звуков речи задерживается, вялая артикуляция может сохраняться и в более старшем возрасте.

Крупная моторика. Это движение крупных групп мышц (руки, ноги, тело). С первых месяцев жизни нужно мотивировать ребенка больше двигаться. Если вы пеленаете малыша, то нужно оставлять достаточное количество времени, чтобы он мог подрыгать ногами и руками. Когда он немного подрастет и начнет самостоятельно передвигаться по дому, то нужно будет создать безопасное пространство, чтобы кроха не поранился.

Мелкая моторика (движения пальцев рук, кистей). Известно, что мелкая моторика и речь тесно связаны. Это объясняется близостью расположения двигательных и речевых центров в мозге. Поэтому стимулирование мелкой моторики всегда оказывает положительное влияние на формирование речи.

Таким образом, развитие речи детей младенческого возраста – это сложный многоаспектный процесс, который включает в себя различные стороны овладения ребенком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. В логопедической науке выделены основные критерии, определяющие развитие речи детей младенческого возраста.

1.2 Особенности развития речи детей младенческого возраста в условиях

дома ребенка

Младенчество – это возраст, когда дети еще не владеют речевыми навыками, период, когда активно формируются предпосылки усвоения речи. Взрослый является самым важным и интересным источником и объектом познания. Основное условие и движущая сила общего психического развития ребенка – его общение с взрослым. Именно через это общение ребенок усваивает основные человеческие ценности и формы деятельности, познает мир, совершает свои первые действия, произносит первые слова.

Младенец в лице взрослого имеет динамичный объект, приближенный к нему на самое лучшее для эффективного восприятия расстояние. Взаимодействие со взрослым и развитие речи неразрывно связаны друг с другом. Невозможно переоценить значимость речевого развития в процессе воспитания вообще и познавательной деятельности в частности.

В семье дети уже в 3 месяца лучше выделяют взрослого, используют более разнообразные средства общения, чем их сверстники из дома ребенка. У оторванных от родителей детей снижается общий психический тонус, доминирует пониженное настроение, нарастает пассивность. В дом ребенка поступают дети из социально-неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей. Особенностью таких детей является медленный темп обучения и развития, сниженная эмоциональность, задержка в развитии познавательной деятельности, по характеру поведения они значительно отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Ребенок, уже с первых месяцев жизни оторванный от матери, не получает необходимой заботы, ласки, внимания, что является причиной отставания в развитии эмоций, зрительного и слухового анализатора уже в 4-5 месяцев, а в возрасте от 6 месяцев проявляется глубокая степень задержки подготовительных этапов развития речи. Дети мало гулят, не лепечут, у них отсутствуют первые слова.

Причиной отставания этих детей в психическом развитии является дефицит общения со взрослым. Поэтому именно на сотрудников дома ребенка возложена ответственность за их гармоничное развитие. В связи с этим основной целью педагогической деятельности в доме ребенка является создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и физиологических качеств ребенка.

Потребность во внимании и доброжелательности взрослого характерна для детей первого полугодия жизни. Дети стремятся к физическому контакту с взрослым, его ласке и доброму отношению. Поэтому так важно в условиях дома ребенка, где малыш лишен материнского общения, взрослым, ухаживающим за младенцем, найти максимальные возможности эмоционального и заботливого взаимоотношения с ним, так как именно эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимодействия взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни.

Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она – приглашение к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи. Ребенок вступает в общение с помощью мимики и экспрессивных движений. Поэтому главными задачами в период младенчества являются организация правильного общения с ребенком, подготовка артикуляционного аппарата к речи, стимуляция речевой активности.

На 1-м этапе формируется речевой слух: ребенок вычленяет из общего шума звуки человеческой речи. Он замирает при разговоре взрослого, прислушивается. Для этого необходимо исключить все громкие дополнительные звуки и шумы. В противном случае этот процесс затягивается. Во время общения малыш должен видеть эмоции взрослого и движение губ. Добрые, приветливые интонации вселяют в ребенка уверенность и спокойствие. Говорить необходимо ласково, улыбаясь, стараясь заинтересовать ребенка своей речью. Для него важны не столько слова, сколько интонация, выражение лица и жесты. Поэтому при общении с малышом можно использовать следующие приемы: имитировать поведение младенца; повторять его звуки, используя «детскую речь» – высокий распевный голос; говорить медленно, с длинными паузами; использовать монолог в форме диалога: обращаться к малышу, и хотя ответные сигналы от него пока отсутствуют, вести себя так, как будто они есть.

На 2-м этапе формируется подражание. Возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность. Необходимо пользоваться любой возможностью, чтобы пообщаться с ребенком. Делать это можно во время переодевания, кормления, купания, проговаривая все, что взрослый и малыш делают. Ребенок еще не понимает слова, но тон, которым они произносятся, улавливает превосходно. Установив контакт взглядов и обменявшись улыбками, можно начинать «разговор»: подчеркнуто преувеличенным образом, и глядя ребенку в глаза, произносить гласные «а», или «э», делать небольшую паузу, приглашая ребенка ответить. Если малыш произнесет какой-то звук, стараться поточнее повторить его – и опять ждать приглашения ребенка продолжить разговор. В этот период важно поддерживать речевую активность малыша, используя образцы, близкие к звукам, издаваемым ребенком, вызывая мимическое, а затем и голосовое подражание. Ребенок вслушивается в произносимые звуки и рефлекторно повторяет артикуляцию губ взрослого при проговаривании гласных звуков. Вначале это получается случайно, потом навык закрепляется, и звуки становятся более четкими, похожими на звуки, произносимые человеком, занимающимся с ребенком. К 5 месяцам малыш уже способен перекликаться со взрослым на расстоянии. Причем, звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением в это время является то, что звуки произносятся под контролем слуха.

3-й этап – формирование слуховой связи между словами, характеризующими определенные действия (кормление, одевание). Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого. В этот период важно говорить четко, медленно, чтобы ребенок мог «переработать» услышанное. Играя с малышом, можно называть все предметы и игрушки, сопровождать словами все игровые действия, использовать прием дополнения и развития мысли, прием «разговор по очереди» и прием «параллельного» разговора. Нужно побуждать ребенка включаться в диалог всеми доступными ему средствами (вокализациями, движениями, мимикой, словами, комментировать его действия в течение всего дня, во время всех режимных моментов, называть предметы и действия с ними, побуждать вопросами отыскивать взглядом предметы, игрушки, сопровождать свои действия словом. Когда ребенок уже умеет сидеть, важно разговаривать с ним, обращая его внимание на зеркало и его отражение в нем. Наблюдая за выражением своего лица в зеркале и сравнивая его с выражением лица взрослого, малыш научается управлять своей мимикой, что тоже является важным элементом общения. На этом этапе необходимо: интерпретировать то, что ребенок пытается сообщить, то есть проговаривать за него то, что он бы сказал, если бы умел говорить; говорить простыми фразами о том, что сейчас происходит, подчеркивая ключевые слова; повторять одно и то же несколько раз.

4-й этап – установление первых смысловых связей между действиями, предметами и словами. В этом возрасте развивается и понимание речи взрослых, особенно если речь представляет собой комментарий действий малыша и взрослого. Необходимы рассказы взрослого о происходящем – простыми фразами комментарии действий в данный момент и планируемых. По возможности я стараюсь предоставлять малышу как можно больше свободы.

Ребенок, который не ограничен в пространстве, начинает говорить раньше. Чем больше он сможет увидеть, потрогать, изучить, тем больше будет желание об этом рассказать, и, соответственно, освоить речь.

К концу первого года жизни у ребенка появляется инициативное употребление осмысленных слов. Самое главное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений.

Таким образом, ребенок, имеющий положительный опыт общения и взаимодействия со взрослым в условиях дома ребенка, испытывает доверие к окружающему, не боится нового, все необычное вызывает у него интерес, желание исследовать его. Характер его взаимодействия со взрослым показывает, что социальная линия к году становится главной, аккумулируя достижения малыша и подготавливая основу для дальнейшего продвижения вперед в его развитии.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Обобщенный инновационный педагогический опыт «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» Диалогическая речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщающий педагогический опыт на тему: «Развитие речи детей младенческого возраста (дети от 0 до 1 года)»
Опубликовано: 8 ноября 2024 в 01:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщающий педагогический опыт на тему: «Развитие речи детей младенческого возраста (дети от 0 до 1 года)»» (включая файлы) размещена пользователем назарова елена сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД