Получи документы

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи у старших дошкольников с нарушениями речи

Татьяна Горбянская
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи у старших дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Лексико-грамматическое занятие по формированию словообразования и словоизменения у детей с нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте

«В ГОСТЯХ У ПРИНЦЕССЫ ГОЛУБОГЛАЗКИ»

Цель: формировать навыки словообразования и словоизменения у детей с нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте

ЗАДАЧИ:

Коррекционные:

Формировать фонематический и фонетический слух и восприятие, самоконтроль за речью через оральный и акустический контроль.

Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи у старших дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Корректировать звукопроизношение, отрабатывая чёткое проговаривание звука «Л» в слогах, словах и фразах.

• Активизировать познавательные процессы.

Образовательные:

• Активизировать словарный запас.

• Закреплять умение давать характеристику определённому звуку.

• Закреплять навыки звукоанализа (определять место звука в слове).

Формировать навыки словоизменения (образовывать мн. ч. имён существительных и прилагательных, изменять их в роде и падеже, изменять с уменьш. ласк. суффиксом, словообразования (образовывать сложные слова из двух простых слов, подбирать однокоренные слова, образовывать приставочные глаголы 3 лица, прошедшего времени).

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к занятиям, желание получать знания на занятиях, чувство сопереживания товарищам, героям сказки.

Оборудование:

Конверт с приглашением от принцессы Голубоглазки, звуковые домики, картинки со звуком «Л» (мыло, зеркало, полотенце, платок, платье, футболка, плащ, ложка, вилка, тарелка - по количеству детей, картинки без звука «Л», фигура (игрушка) принцессы Голубоглазки, карточки с буквой «Л». Игрушки голубоглазого мальчика и голубоглазой девочки.

Ход занятия

1. Оргмомент

Логопед спрашивает у детей: «Какое сейчас время года? Какие признаки весны вы знаете?» Ответы.

«Ветерок весенний дует, вертит- в форточку влетел конвертик.» Посмотрим, что там? – письмо. Читают его.

Письмо: «Здравствуйте дети! Приглашаю Вас в сказочную Голубую страну поиграть в слова с моим любимым звуком «Л». Принцесса Голубоглазка.

Логопед: «Принимаем приглашение?» (Да) Тогда надо подготовиться к путешествию. Проходите, садитесь на стульчики.

2. Основная часть

Логопед: «Давайте познакомимся со звуком «Л», нам предстоит играть с ним в сказочной стране.

Характеристика звука «Л» : Артикуляционный уклад- рот приоткрыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Преграда для воздушной струи есть? (Да). Значит звук согласный, будет жить в синем замке. Твёрдый. Звонкий (тактильный контроль-ладонь на горле).

Фонематическое восприятие: Логопед: «Что возьмём с собой в дорогу? Выберите картинки, в названии которых есть звук «Л». Дети выбирают (мыло, зеркало, полотенце, платок, платье, плащ вилку ложку, тарелку).

Логопед: «Чтобы появился волшебный транспорт, надо произнести заклинание». Проговаривание слоговых цепочек (ла-ло-лу, ал-ол-ул, лэ-лы-лэ-лы, пла-плу-плы, кло-клы-клу, и т. д.). Если к слогу ПЛЫ - добавить звук ТЬ, что получится? (ПЛЫТЬ.) Я вам называю звуки, а вы складываете из них слово. (Л,О,Т,К,А). Значит, мы поплывём на лодке.

Образование слов с умен. ласк. суффиксом: А если лодочка будет маленькая, то все предметы, которые мы возьмём с собой надо сделать маленькими (мыло-мыльце, зеркало-зеркальце, и т. д.)

Плывё м: «Ветер лодочку качает. В руки вёсла мы берём. Быстро к берегу гребём. (имитация движений).Приплыли.

Образование сложных слов: Нас встречает принцесса Голубоглазка: «Здравствуйте дети! Я рада видеть вас в своей стране! А как вы думаете, почему меня так назвали?» (ответы).

«У меня голубые глаза, значит я какая? (Голубоглазая). У моей подруги синие глаза, как её назовём? (Синеглазая). А у другой подруги карие глаза, какая она? (Кареглазая) У меня большие глаза, значит какая я? (Большеглазая). У меня длинные волосы, значит я какая? (Длинноволосая). Молодцы!

Изменение имени прилагательного по родам, образование мн. ч. существительного с прилагательным: Логопед: «Когда попадаешь в Замок к Голубоглазке, всё становится голубым. Возьмите картинки и представьте, что они стали голубыми. Назовите их: (Голубое мыло, голубое зеркало, голубое полотенце, и т. д.) И всего этого у принцессы Голубоглазки много, много. Называйте: (Много голубого мыла. Много голубых зеркал. Много голубых полотенец. И т. д.)

Логопед: «А теперь Голубоглазка приглашает нас на волшебный остров в гости к своим родственникам. Поплыли? (Да).

Физкультминутка: «Дети в лодочке плывут. Дети вёслами гребут.

Ветер лодочку качает. Влево, вправо наклоняет» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Образование родственных слов:

Логопед: Мы приплыли на остров, где живут не просто родственники, а СЛОВА- РОДСТВЕННИКИ. Это такие слова, в которых часть слова одинаковая. Например, У Голубоглозки родственные слова это - ГОЛУБОГЛАЗЫЙ (мальчик) и ГОЛУБОГЛАЗАЯ (девочка). А давайте и нашим словам на картинках мы тоже придумаем СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ. (Мыло-мыльница, зеркало-зазеркалье, полотенце - полотно, платок- плат (устар, и т. д.). Голубоглазка рада, что вы каждому слову подобрали родственное слово. Поплыли обратно:

«Дети в лодочке плывут. Дети вёслами гребут. Ветер лодочку качает, В право, в лево наклоняет» (дети садятся на стульчики).

Определение места звука «Л» в словах: Логопед: «А теперь покажем Голубоглазке, как мы умеем находить звук «Л» в словах и определять его место (в начале, в середине или в конце слова) и её научим так делать, а то звук всё время от неё прячется»

Дети выбирают картинки, называют их и определяют место звука «Л» в словах. Голубоглазка благодарит детей за помощь.

Образование приставочных глаголов 3лица, прош. вр. : Логопед: «А теперь давайте вспомнить, как мы сюда попали? (Приплыли на лодке.) А на острове как очутились? Я буду вам рассказывать, а вы добавляйте нужные слова: «Мы от берега….(отплыли). По воде…. (поплыли). К острову…. (подплыли). На острове погостили. От острова….(отплыли). Море на лодке (переплыли). И в замок к принцессе опять (приплыли). Всё сделали правильно!

3. Заключительная часть.

Логопед: «Принцессе Голубоглазке очень понравилось как вы играли со словами, изменяли их, образовывали новые (искали родственные слова, определяли место звука «Л» в этих словах. В знак благодарности она дарит вам фотографию этого звука (Букву) с интересными заданиями»

Голубоглазка прощается с детьми и они возвращаются из Голубой страны:

«Ветер лодочку качает, в руки вёсла мы берём. Быстро к берегу гребём» (имитация движений) .

Логопед: «Дорогие ребята, мы побывали в Голубой стране в гостях у принцессы Голубоглазки. Вам понравилось играть со словами? Что запомнилось? Что было самым интересным? В чём были затруднения? Будем надеться на новые, интересные встречи с другими сказочными героями.

Список используемой литературы.

1. Арушанова А. Г. «Формирование грамматического строя речи». М. : Владос., 2005.

2. Головин Б. Н. «Как говорить правильно». Волго-Вятское кн. Изд., 1966.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. ,Филичева Т. Б. «Логопедия», Екатеринбург : Изд-во ЛИТУР,2005.

4. Залмаева Р. Я. «Сам себе логопед». Изд. «Петербург-ХХ! Век», 1995.

5. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». М. Владос. 1999.

6. Туманова Т. В. «Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи». М., 2002.

7. Уварова Т. Б. «Обучение словообразованию дошкольников с общим недорозвитием речи». ,журн. «Логопед», 2009. № 5.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Формирование культуры речи детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи у старших дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 30 октября 2014 в 13:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи у старших дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Горбянская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД