Татьяна Горбянская
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи у старших дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Лексико-грамматическое занятие по формированию словообразования и словоизменения у детей с нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте
«В ГОСТЯХ У ПРИНЦЕССЫ ГОЛУБОГЛАЗКИ»
Цель: формировать навыки словообразования и словоизменения у детей с нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте
ЗАДАЧИ:
Коррекционные:
• Формировать фонематический и фонетический слух и восприятие, самоконтроль за речью через оральный и акустический контроль.
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи у старших дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
• Корректировать звукопроизношение, отрабатывая чёткое проговаривание звука «Л» в слогах, словах и фразах.
• Активизировать познавательные процессы.
Образовательные:
• Активизировать словарный запас.
• Закреплять умение давать характеристику определённому звуку.
• Закреплять навыки звукоанализа (определять место звука в слове).
• Формировать навыки словоизменения (образовывать мн. ч. имён существительных и прилагательных, изменять их в роде и падеже, изменять с уменьш. ласк. суффиксом, словообразования (образовывать сложные слова из двух простых слов, подбирать однокоренные слова, образовывать приставочные глаголы 3 лица, прошедшего времени).
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к занятиям, желание получать знания на занятиях, чувство сопереживания товарищам, героям сказки.
Оборудование:
Конверт с приглашением от принцессы Голубоглазки, звуковые домики, картинки со звуком «Л» (мыло, зеркало, полотенце, платок, платье, футболка, плащ, ложка, вилка, тарелка - по количеству детей, картинки без звука «Л», фигура (игрушка) принцессы Голубоглазки, карточки с буквой «Л». Игрушки голубоглазого мальчика и голубоглазой девочки.
Ход занятия
1. Оргмомент
Логопед спрашивает у детей: «Какое сейчас время года? Какие признаки весны вы знаете?» Ответы.
«Ветерок весенний дует, вертит- в форточку влетел конвертик.» Посмотрим, что там? – письмо. Читают его.
Письмо: «Здравствуйте дети! Приглашаю Вас в сказочную Голубую страну поиграть в слова с моим любимым звуком «Л». Принцесса Голубоглазка.
Логопед: «Принимаем приглашение?» (Да) Тогда надо подготовиться к путешествию. Проходите, садитесь на стульчики.
2. Основная часть
Логопед: «Давайте познакомимся со звуком «Л», нам предстоит играть с ним в сказочной стране.
Характеристика звука «Л» : Артикуляционный уклад- рот приоткрыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Преграда для воздушной струи есть? (Да). Значит звук согласный, будет жить в синем замке. Твёрдый. Звонкий (тактильный контроль-ладонь на горле).
Фонематическое восприятие: Логопед: «Что возьмём с собой в дорогу? Выберите картинки, в названии которых есть звук «Л». Дети выбирают (мыло, зеркало, полотенце, платок, платье, плащ вилку ложку, тарелку).
Логопед: «Чтобы появился волшебный транспорт, надо произнести заклинание». Проговаривание слоговых цепочек (ла-ло-лу, ал-ол-ул, лэ-лы-лэ-лы, пла-плу-плы, кло-клы-клу, и т. д.). Если к слогу ПЛЫ - добавить звук ТЬ, что получится? (ПЛЫТЬ.) Я вам называю звуки, а вы складываете из них слово. (Л,О,Т,К,А). Значит, мы поплывём на лодке.
Образование слов с умен. ласк. суффиксом: А если лодочка будет маленькая, то все предметы, которые мы возьмём с собой надо сделать маленькими (мыло-мыльце, зеркало-зеркальце, и т. д.)
Плывё м: «Ветер лодочку качает. В руки вёсла мы берём. Быстро к берегу гребём. (имитация движений).Приплыли.
Образование сложных слов: Нас встречает принцесса Голубоглазка: «Здравствуйте дети! Я рада видеть вас в своей стране! А как вы думаете, почему меня так назвали?» (ответы).
«У меня голубые глаза, значит я какая? (Голубоглазая). У моей подруги синие глаза, как её назовём? (Синеглазая). А у другой подруги карие глаза, какая она? (Кареглазая) У меня большие глаза, значит какая я? (Большеглазая). У меня длинные волосы, значит я какая? (Длинноволосая). Молодцы!
Изменение имени прилагательного по родам, образование мн. ч. существительного с прилагательным: Логопед: «Когда попадаешь в Замок к Голубоглазке, всё становится голубым. Возьмите картинки и представьте, что они стали голубыми. Назовите их: (Голубое мыло, голубое зеркало, голубое полотенце, и т. д.) И всего этого у принцессы Голубоглазки много, много. Называйте: (Много голубого мыла. Много голубых зеркал. Много голубых полотенец. И т. д.)
Логопед: «А теперь Голубоглазка приглашает нас на волшебный остров в гости к своим родственникам. Поплыли? (Да).
Физкультминутка: «Дети в лодочке плывут. Дети вёслами гребут.
Ветер лодочку качает. Влево, вправо наклоняет» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Образование родственных слов:
Логопед: Мы приплыли на остров, где живут не просто родственники, а СЛОВА- РОДСТВЕННИКИ. Это такие слова, в которых часть слова одинаковая. Например, У Голубоглозки родственные слова это - ГОЛУБОГЛАЗЫЙ (мальчик) и ГОЛУБОГЛАЗАЯ (девочка). А давайте и нашим словам на картинках мы тоже придумаем СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ. (Мыло-мыльница, зеркало-зазеркалье, полотенце - полотно, платок- плат (устар, и т. д.). Голубоглазка рада, что вы каждому слову подобрали родственное слово. Поплыли обратно:
«Дети в лодочке плывут. Дети вёслами гребут. Ветер лодочку качает, В право, в лево наклоняет» (дети садятся на стульчики).
Определение места звука «Л» в словах: Логопед: «А теперь покажем Голубоглазке, как мы умеем находить звук «Л» в словах и определять его место (в начале, в середине или в конце слова) и её научим так делать, а то звук всё время от неё прячется»
Дети выбирают картинки, называют их и определяют место звука «Л» в словах. Голубоглазка благодарит детей за помощь.
Образование приставочных глаголов 3лица, прош. вр. : Логопед: «А теперь давайте вспомнить, как мы сюда попали? (Приплыли на лодке.) А на острове как очутились? Я буду вам рассказывать, а вы добавляйте нужные слова: «Мы от берега….(отплыли). По воде…. (поплыли). К острову…. (подплыли). На острове погостили. От острова….(отплыли). Море на лодке (переплыли). И в замок к принцессе опять (приплыли). Всё сделали правильно!
3. Заключительная часть.
Логопед: «Принцессе Голубоглазке очень понравилось как вы играли со словами, изменяли их, образовывали новые (искали родственные слова, определяли место звука «Л» в этих словах. В знак благодарности она дарит вам фотографию этого звука (Букву) с интересными заданиями»
Голубоглазка прощается с детьми и они возвращаются из Голубой страны:
«Ветер лодочку качает, в руки вёсла мы берём. Быстро к берегу гребём» (имитация движений) .
Логопед: «Дорогие ребята, мы побывали в Голубой стране в гостях у принцессы Голубоглазки. Вам понравилось играть со словами? Что запомнилось? Что было самым интересным? В чём были затруднения? Будем надеться на новые, интересные встречи с другими сказочными героями.
Список используемой литературы.
1. Арушанова А. Г. «Формирование грамматического строя речи». М. : Владос., 2005.
2. Головин Б. Н. «Как говорить правильно». Волго-Вятское кн. Изд., 1966.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. ,Филичева Т. Б. «Логопедия», Екатеринбург : Изд-во ЛИТУР,2005.
4. Залмаева Р. Я. «Сам себе логопед». Изд. «Петербург-ХХ! Век», 1995.
5. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». М. Владос. 1999.
6. Туманова Т. В. «Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи». М., 2002.
7. Уварова Т. Б. «Обучение словообразованию дошкольников с общим недорозвитием речи». ,журн. «Логопед», 2009. № 5.