Татьяна Валитова
Обновление содержания и форм экологического воспитания детей средней группы средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Обновление содержания и форм экологического воспитания детей средней группы через проектную деятельность.
Публикация «Обновление содержания и форм экологического воспитания детей средней группы средствами проектной деятельности» размещена в разделах
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей» В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – это период, когда актуальным являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы.
Для детей среднего дошкольного возраста характерны: эмоционально-положительное восприятие природы, проявляющееся в интересе к прекрасному и воплощению воспринятого в творчестве, эстетическое бескорыстие в процессе общения детей с природой, готовность к ответственному поведению и деятельности в природной и социальной среде.
Художественное воспитание развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Изобразительное искусство способствует решению формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности.
Для обновления содержания и форм экологического воспитания детей в средней группе была использована проектная деятельность.
Проект «ОСЕНЬ НА ОПУШКЕ КРАСКИ РАЗВОДИЛА»
Цель проекта : создание условий для приобщения средних дошкольников к природе через развитие детского художественного творчества.
Задачи:
Воспитывать эмоционально-эстетические чувства в процессе общения с природой, формировать умение откликаться на проявление прекрасного в природе;
Формировать образные представления о явлениях природы;
Развивать художественное восприятие произведений искусства, умение последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с собственным опытом;
Формировать умения и навыки собственной изобразительной деятельности;
Поощрять желание детей воплощать в процессе создания образа природы собственные впечатления
Участники проекта :
Воспитатель : организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, наблюдения, рассматривание, сбор природного материала, конкурс.
Дети: принимают участие в познавательной и продуктивной деятельности.
Родители: совместно с детьми и воспитателем создают выставку, участвуют с детьми в осеннем празднике.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА :
Методическое: «Поэтический образ природы в детском рисунке» Л. В. Компанцева;
«Занятия по изодеятельности в детском саду», «Какие месяцы в году?» Т. А. Шорыгина;
«Объемная аппликация» И. М. Петрова;
«Детский дизайн и пластилинография» Г. Н. Давыдова;
«Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова
Материально-техническое: Мультимедийный проектор, ноутбук, материал для художественной деятельности : гуашь, бумага для рисования, цветная бумага, пластилин, дощечки, ножницы, клей, салфетки, природный материал и др.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
У детей сформировано умение откликаться на проявление прекрасного в природе;
Сформированы образные представления о некоторых явлениях природы;
Дети умеют последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с собственным опытом;
У детей развиты начальные умения и навыки собственной изобразительной деятельности;
Дети воплощают в процессе создания образа природы собственные впечатления.
1 ЭТАП –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Определение цели и задач проекта
Составление плана основного этапа
Изучение литературы по изобразительной деятельности и экологии
Диагностика детей.
2 ЭТАП –ОСНОВНОЙ
непосредственно-организованная деятельность
№№ НОД Цель занятия
1 Рисование «Красивые цветы» Учить передавать в рисунке части растения, закрепить умение рисовать кистью и красками, используя прием примакивания
2 Лепка «Паучок» Закрепить способ лепки конструктивным способом, используя природный материал
3 Аппликация «Поспели яблоки в саду» Учит правильно держать ножницы и выполнять операции (вырезать круг из четырехугольника)
4 Рисование «Радостная осень» Учить самостоятельно располагать изображение на листе, передавать настроение в рисунке
5 Лепка «Угости зайку морковкой» Учить раскатывать пластилин прямыми движениями рук, воспитывать заботливое отношение к животным
6 Работа с природным материалом «Гриб» Учить изготавливать игрушки из природного материала
7 Рисование «Листопад» Учить рисовать листья способом примакивания
8 Коллективное рисование «Осенний букет» Учить детей создавать букет способом закрашивания живого листа, используя яркие краски
9 Обрывная аппликация «Осенняя березка» Показать детям красоту осенних деревьев, тонкие ветви и разноцветные листья березки
10 Работа с природным материалом «Мишка-топтыжка» Продолжать учить изготавливать поделку из природного материала
11 Рисование «Золотая осень» Учить использовать в рисунке яркие краски для передачи осеннего настроения
12 Лепка «Что нам осень принесла?» Продолжать учить лепить овощи и фрукты скатывая пластилин прямыми и круговыми движениями
13 Рисование на влажном листе «Грустная осень» Учить передавать в рисунке грусть осенней поры, используя неяркие краски
14 Лепка «Ежики» Совершенствовать умение создавать выразительный образ ежа из природного материала и пластилина
15 Аппликация-мозаика «Тучи по небу бежали» Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики из полос бумаги серого, синего и голубого цвета
16 Модульное рисование «Кисть рябинки» Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе
Совместная деятельность взрослых и детей :
На прогулке рассматривание цветов на клумбе (строение, форма, цвет);
Рассматривание паучков на участке;
П\игра «Жучок-паучок»;
Чтение рассказа «Сентябрь» Т. А. Шорыгиной;
Заучивание стихотворения «Осень – художница», «Ежик»;
Рассматривание деревьев, кустарников, травы на участке;
Муз\игра «Урожайная»;
Д\игра «Собери овощи в корзинку»;
Рассматривание иллюстраций в книге «Грибы»;
Разучивание песенки «Мы в лесок пойдем»;
Загадывание загадок об овощах, фруктах, грибах, ягодах;
Рассматривание листьев с разных деревьев;
Наблюдения в живой и неживой природе;
Рассматривание рябины и калины и их плодов;
Д\игра «Угадай с какого дерева», «Угадай по описанию»;
Заучивание стихотворения «Осень» Т. А. Шорыгиной;
Упражнение «Листья осенние»;
Пальчиковая гимнастика «Собираем листья»;
Дыхательная гимнастика «Листопад»;
Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»;
Упражнение «Где лето, где осень?»;
Загадывание загадок об осени, осенних явлениях;
Беседа о животных, насекомых птицах;
Драматизация сказки «Репка»;
Осенний праздник «Золотая осень»;
Заучивание стихотворения Г. Лагздынь «Еж колючий»;
Игра «Запахи осени»;
Беседы «О чем шепчутся листья?», «Что хотят рассказать опавшие листья?»
Самостоятельная деятельность детей :
Рассматривание иллюстраций в книгах о природе;
Рассматривание пособий «Цветы», «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Животные», «Птицы» и др. ;
Рассматривание картин художников;
Рассматривание корзины с овощами, фруктами;
Сбор осенних листьев и плодов каштана, ясеня, клена;
Наблюдения за деревьями и кустарниками на участке;
Наблюдения на клумбе;
Наблюдения за изменением окраски листьев;
Наблюдение за осенним небом, тучами;
Д\игры «Кому что?», «Лото» (овощи, фрукты, грибы);
работа с родителями
Консультация в родительском «Что можно сделать из природного материала?»;
Мастер-класс «Как изготовить поделку из природного материала дома?»;
Прогулки в осенний парк;
Выступление на родительском собрании на тему: «Золотая осень в поделках и рисунках»;
Рассматривание с детьми иллюстраций «Природные явления»;
Оформление выставки «Золотая осень».
3 ЭТАП –ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Оформление выставки детских работ «Золотая осень»;
Оформление выставки совместных работ детей и родителей, выполненных из природного материала;
Совместная деятельность;
Комплексное занятие «Осень на опушке краски разводила…»;
Награждение семей воспитанников Благодарственными письмами за активное участие в конкурсе.