Валентина Родькина
Обмен опытом на тему: «Развитие дошкольного и начало школьного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнил:
Родькина В. Г воспитатель
высшей квалификационной категории.
МБДОУ «Атемарский детский сад №1»Теремок»
Республики Мордовия.
- Детство, как нам известно, - ответственный этап в становлении личности, поэтому, вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию всесторонне развитой личности. Главная задача педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения -, создать все условия для полноценного развития каждого ребенка. Мы знаем, что полноценное развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей и близких. Это понятно всем педагогам. Но проблемы взаимодействия с семьями воспитанников остаются актуальными и сложными. Изменилось время, изменились родители, изменился ребенок. Можно ли работать с современной семьей в старых формах и содержаниях? Конечно - нет. Необходимо менять наши взаимоотношения, методы и формы работы. И мы не боимся экспериментировать. В нашем дошкольном учреждении открыт клуб молодых родителей, куда они могут придти со своими проблемами в вопросах воспитания. Проводится анонимное анкетирование, где они могут выразить свое отношение к работе детского сада и что бы они хотели изменить в ней.
Публикация «Обмен опытом на тему: „Развитие дошкольного и начало школьного образования“» размещена в разделах
Как нам всем известно, что предметно-развивающая среда играет значимую роль в жизни и развитии ребенка, поэтому мы стремимся, чтобы она соответствовала всем гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. В жизни ребенка большую роль играют игрушки, некоторые из них далеки от совершенства, и это порождает серьезную проблему, связанную с правильным отбором игрушек и пособий, их размещением и использованием. Но мы стараемся не приобретать некачественные игрушки, а чтобы соответствовали санитарным требованиям и государственным стандартам. Большую помощь нам в этом оказывают родители. В этом году они нам помогли приобрести в группах игровые уголки. Которые были заказаны по нашим размерам и эскизам на мебельной фабрике. В последние годы работа воспитателя стала труднее. Анализ ситуации за десять - пятнадцать лет показал, что прошли те времена, когда можно было угодить сразу всем. Раньше все было проще. Была одна программа на всю страну, но ситуация в стране изменилась. Вариативность программ, разнообразие методик, систем и технологий, существование разных точек зрения и мнений расширяют поле деятельности педагога, но и предъявляют к нему более высокие профессиональные требования. Здесь бы я хотела сказать о патриотизме, но о профессиональном патриотизме. К сожалению, сегодня отмечаются тенденции забывания, стирания нашего научного педагогического прошлого. Многие современные работы претендуют на новизну, за которой скрываются давно известные (но забытые) исследования, работы и опыт прошлых лет. Часто за модными терминами скрывается простой смысл, открытый ранее.
Поэтому, стремясь к работе по-новому, мы не забываем то старое, которое до сих пор помогает нам педагогам. Например, работая по программе «Детство», используя программу «Валдане»(региональная программа, новые технологии, мы нередко заглядывали в старую программу Васильевой, также незаменимой помощницей осталось и пособие по математике Метлиной, Казаковой по ИЗО. Если уж я затронула тему патриотизма, то я ее продолжу, тем более, что она имеет важное значение в воспитании ребенка. Наш коллектив имеет богатый опыт в проведении мероприятий, направленных на развитие любви к своему краю. Большую работу в этом плане ведут руководители мордовских кружков и кружка ложкарей. Хочется подробнее остановиться на этом. Эти кружки экспериментальные – 2 мордовских - эрзя, мокша и кружок по программе Тютюниковой «Элементарное музыцирование». Результаты превзошли все ожидания. В прошлом году они сделали 6 выездов с концертной программой за пределы детского сада - выступали и в местном Доме культуры (ДК, на птицефабрике, в школе, около памятника в День Победы, в с. Александровке, Лямбире.
Опять хочу отметить совместную работу детского сада и родителей. Были сшиты мордовские костюмы. Родители сами покупали и материал, и оформление, и сами же шили.
Среди многих средств и методов воспитания и обучения выделяется искусство. Жизнь и искусство находятся в тесной связи: благодаря искусству жизнь становится ярче. Кроме основных занятий по ИЗО, в нашем детском саду работает кружок по этому виду деятельности. Оборудован прекрасный кабинет - имеются современные этюдники для каждого ребенка, в приобретении которых нам помогла наша Атемарская школа, приобретен необходимый материал для развития творческих способностей детей.
Еще несколько слов об искусстве. Наш детский сад заключил договор с Республиканским театром кукол, и они теперь приезжают к нам 2 раза в месяц с постановкой кукольного спектакля. Довольны и родители, и педагоги, и дети. Все мы понимаем, что сказка развивает в детях и моральные, и эстетические, и нравственные качества, а так же несет обучающий характер.
Уделяется большое внимание и физическому развитию детей. В нашем спортзале имеется все необходимое оборудование для этого, а также работает кружок «Здоровячок». Так же мы принимаем участие в эксперименте «Золотой шар», который направлен на оздоровление детей.
Для обеспечения комплексного подхода к решению поставленных задач детский сад взаимодействует с внешними организациями и учреждениями дополнительного образования : сельская школа, библиотека, детская художественная школа (ДХШ, детская музыкальная школа (ДМШ, медицинское учреждение. Большую помощь нам оказывает наша сельская администрация. Благодаря ее поддержке мы открыли еще 2 группы. Хочется отметить, что и в этом деле неоценимую помощь оказали и родители.
Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения.
Главной целью здесь является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учет тех достижений, которых они смогли достичь на ступени дошкольного образования. Часто мы воспитатели заблуждаемся, когда в процессе обучения за основу берем школьную модель образования.
Мы, педагоги дошкольных учреждений сажаем детей за парты и проводим занятия по школьному типу, забывая о том, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра. Возьмем, например работу по тетрадям «Раз- ступенька, два - ступенька». Очень полезное пособие, но мы забываемся и часто начинаем играть в настоящих учеников - начинаем давать детям задание на дом, не думая о том, к каким последствиям это приведет.
Мы должны помнить, что ребенок дошкольного возраста, который может хорошо играть, трудиться, учиться по возможностям своего возраста, может быть назван ребенком воспитанным и в моральном и в умственном плане. И если мы добились этих результатов, то основная цель выполнена. На примере своего дошкольного учреждения я пыталась показать, что мы не боимся инновационных подходов в воспитании и обучении детей - дошкольников.
Литература:
1. Белова Е. Размышления перед школой : (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.
2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.
3. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.
4. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.
5. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.
6. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей. // Дошкольное воспитание, 1989г, №3, стр. 53-57.
7. Эльконин Д. Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) - М: Учпедгиз, 1960г.