Елена Борисова
Опыт работы «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»
Впервые о решении задачи обеспечения эмоционального благополучия детей в семье и детском саду, как об актуальной задаче современности, говорится в федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В нем на законодательном уровне одной из основных задач выдвигается «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей».
В раннем возрасте состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру, что способствует развитию личностного, физического, нравственного, умственного развития детей.
Публикация «Опыт работы „Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоции ребенка раннего возраста во многом определяют его поведение, ребенок действует «здесь и сейчас», не задумываясь, под влиянием сиюминутных переживаний. Эмоции выполняют роль побуждающего мотива к определенному поведению «я один», «мне грустно, и я плачу» и др., соответственно и отношения детей не всегда друг к другу складываются благополучно. Одни дети чувствуют себя в группе комфортно, другие оказываются в подчинении у сверстников, что часто приводит к возникновению отрицательных эмоциональных состояний. Так же имеются дети, непопулярные среди сверстников — «изолированные» : с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки.
В своей каждодневной работе с целью обеспечения эмоционального благополучия своих воспитанников наряду с созданием определённых условий использую коммуникативные игры различного характера.
Во время утреннего приема использую различные сюрпризные моменты, ритуал приветствия «Комплименты»; подвижные и дидактические игры, такие как: «Ровным кругом», «Водяной», «Угадай, кто позвал?», «Угадай, кто ушел?». Дети могут приносить в группу любимую игрушку, а также ритуал прощания «До свидания. Завтра ещё приходи».
В группе обустроен уютный «Уголок уединения», где ребёнок может остаться один, подумать, что ему хочется, что для этого нужно, почему у него плохое настроение.
В организованной образовательной и самостоятельной деятельности малышей очень выручает пособие «Интерактивный чемоданчик». Открыть его можно, если сказать волшебные слова. Живут в нем куклы, зверушки. Чемоданчик открывается… Появляется медвежонок– не простой, он знает всех детей по именам, здоровается с ними за руки, разговаривает и предлагает поиграть. За ним появляются другие игрушки. До тех пор, пока у всех детей не будет в руке игрушка. Мне этот чемоданчик помогает находить контакт с детьми. Содержимое «Волшебного чемоданчика» изменяется – дети могут найти в нем дидактическую игру, атрибуты для игр и т. д.
Также на занятиях провожу физкультминутки не только с целью профилактики утомляемости детей, они еще благотворно влияют на взаимоотношения детей.
Как следует из вышесказанного, в cвоей практике я использую различные коммуникативные игры и упражнения в соответствии с пятью направлениями развития дошкольников по ФГОС ДО, направленные на формирование базового доверия к миру через развитие позитивных эмоциональных отношений. Например, для снятия эмоционального напряжения, я использую игры «Доброе утро», «Кто пришел к нам в гости?», «Ласковый ребенок», «Привет – пока» и др.
Встречая в практике случаи, когда ребенок не хочет делиться игрушками, сладостями, не имея опыта общения, даже способен на нежелательные действия при попытках установления контакта с ними (может толкнуть, дернуть за волосы, ударить) или, когда сам малыш часто становится «жертвой» негативных действий со стороны детей (у него забирают игрушки, обсыпают песком, использую игры на формирование навыков общения. Например, «Кто лучше разбудит?», «В нашей группе», «Ладушки
— хлопушки», «Ку-ку» и др.
Когда небольшая группа уже сформирована, мы с детьми играем в коммуникативные игры, направленные на объединение группы – это «Поезд», «Лови мячик», «Липучка». Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре.
Кроме того, я использую музыкальные коммуникативные игры, в которые дети играют с большим удовольствием. Это известные многим, игры «Греет солнышко теплее», «Каравай», «Шарик», «Платочек». Эти игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают положительное, доверительное отношение к сверстнику, помогают корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении. Построены они на естественных жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, а также включают в себя элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше сыграет, спляшет).
Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Тактильный контакт друг с другом способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализует социальный климат в детском коллективе.
Таким образом, коммуникативные музыкальные игры – это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка, которые направлены на развитие всех сторон общения со сверстниками, и поэтому являются эффективным способом обеспечения эмоционального благополучия детей в группе.
В режимных моментах организую речевые коммуникативные игры : «Карусели», «Заинька — паинька», «Хоровод», «Жил-был у бабушки козлик» и др. Речевые коммуникативные игры помогают мне адаптировать малышей к детскому саду, снимают телесные зажимы, способствуют эмоциональной разрядке, развивают воображение, мимику и жесты, активизируют внимание, знакомят с эмоциональными переживаниями окружающих и собственными чувствами и учат их распознавать. Кроме перечисленных речевых игр у детей вызывают положительный эмоциональный отклик обыгрывание потешек, например, «Эхо», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и др.
На прогулке работа по обеспечению эмоционального благополучия детей также не остается без внимания. Например, мы играем в такие коммуникативные подвижные игры, как «Солнечные зайчики», «Догоню! Догоню!», «Прятки», «Хлопушки» и др.
Бывают такие моменты, когда дети не могут поделить игрушку или игру, ссорятся и плачут, тогда стараясь их отвлечь, снизить агрессивность, переключаю на другие игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Например, предлагаю детям вместе со мной рассказать стихи руками – это «Мишка», «Зайка», «Зарядка», «Звери и птицы спят» и др. Такие игры позволяют детям раскрепоститься почувствовать себя уверенными.
Очень важно, что все коммуникативные с детьми раннего возраста проводятся только по желанию и настроению детей. Никакого директивного подхода и принуждения не допускается! Игра прекращается, если угасает интерес детей.
Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
Считаю, что задача каждого педагога создать такой микроклимат в группе, при котором каждый воспитанник, пребывая в дошкольном учреждении, испытывал благоприятное эмоциональное состояние.