Головашкина Маргарита
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка.
Автор технологии
Головашкина Маргарита Ивановна,
воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Шебекино Белгородской области»
ноябрь 2020г
Публикация «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, и только в сочетании они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребёнка.
Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать. Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в содержательном разделе данного документы представлены, наряду с прочими, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьёй в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:
- образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
В ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребёнка, соответствующей специфике дошкольного возраста, одним из приоритетных является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Дошкольная образовательная организация должна также создавать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы, являющихся ориентиром для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников.
Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.
Под взаимодействием, в широком смысле этого термина, понимается процесс взаимного воздействия субъектов друг на друга с определённой целью. Поскольку речь идет о взаимодействии двух субъектов образовательного процесса, целесообразно рассмотреть категорию «педагогическое взаимодействие». Данный процесс имеет две стороны:
1) функционально-ролевая: участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны чётко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребёнка;
2) личностная: педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь чёткую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога как личность со своими интересами, особенностями.
Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.
Задачи психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей :
1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребёнка дошкольного возраста.
Изучение проблемы взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи на сегодняшний день является одной из актуальных. В связи с постоянным развитием и социальными изменениями в наше время современная семья вынуждена находить новые формы взаимодействия. Родителям нужно знать о том, что дошкольное учреждение является только помощником в воспитании детей, что именно родители должны все свое время уделять воспитанию своего ребенка и стараться не перекладывать всю ответственность на воспитателей и отходить от воспитательно-образовательного процесса.
Моя технология посвящена проблеме взаимодействия детского сада и родителей детей. В основном, все родители активно относятся к жизни нашей группы, практически все праздники и различные мероприятия в нашем детском саду родители посещают с большим желанием.
Итак, мною были выдвинуты основные задачи воспитателя:
• Объединить усилия для развития и воспитания детей.
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы я стараюсь максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять её особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Приобретя действительную картину происходящего, на основе собранных данных, изучила особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я использую в своей работе такие формы, как:
1. Традиционные формы: собрания, консультации, круглые столы.
2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.
3. Интерактивные формы: тренинг, деловая игра.
4. Вовлечение семьи в образовательный процесс : управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.
5. Нетрадиционные формы: досуговые (праздники, различные мероприятия).
С помощью совместных праздников, участие родителей и детей в различного рода мероприятиях, соревнованиях происходит установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и их родителями. Приступив к работе в младшей группе, для начала мы провели огромную работу с нашими родителями. Сначала наших родителей познакомили с тем, чем живет детский сад вообще, для этого мы использовали такие формы как родительские собрания, стенды, информационные уголки. Постоянно нами проводятся консультации по обмену знаниями о психологических, возрастных, физиологических особенностях каждого ребенка. Тем самым родители сами убеждаются в том, что такие встречи необходимы, устанавливаются крепкие контакты не только между воспитателями и родителями, но также и между самими родителями.
Конечно, практически все формы используются в нашей совместной работе, но самым интересным как нам, педагогам, так и родителям оказались наиболее интереснее досуговые. Такие мероприятия родители охотнее и активнее посещают, так как именно такие формы позволяют родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Каждый год нашими традиционными праздниками стали в ноябре «День матери», в феврале праздник, посвященный 23 февраля, «8 марта». В таких мероприятиях, праздниках активно принимают участие, как мамы, так и папы. Целью таких праздников мы ставим, чтобы формировались взаимоотношения детей и родителей с помощью включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Вообще, хотелось бы отметить, что любой праздник в детском саду – это, прежде всего, радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители очень охотно и с огромной радостью посещают такие веселья, они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Поэтому мы вменили в традиции нашей группы постоянные праздники, мероприятия, встречи, которые проходят ярко, увлекательно и незабываемо. Результатом таких праздничных мероприятий формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты. Конечно же, считая, что досуговые формы сотрудничества оказываются более интересные, познавательные и посещаемые родителями, все равно в своей работе приходится использовать различные формы. Формы и методы работы с родителями многообразны, зачастую интересны родителям, вовлеченным в данное взаимодействие. Однако, психолого-педагогическая поддержка родителей и повышение их компетентности в вопросах развития детей затрудняются низкой мотивацией родителей к совместной деятельности с педагогами и психологами. В работе с такой категорией родителей, в первую очередь, сталкиваюсь с необходимостью замотивировать родителей на совместную работу, обосновать важность и необходимость совместных действий.
Неоспоримым фактом является то, что одно из условий достижения успеха в активации мотивации родителей является умение педагога «подать себя», произвести нужное впечатление, грамотно представить себя им.
В начале и конце учебного года проводится анкетирование, которое позволяет выявить запросы и пожелания родителей, волнующие их вопросы развития и воспитания детей, а также мнение о работе педагогов и деятельности ДОО в целом.
В детском саду организуются много различных конкурсов (например, «Осенняя фантазия». «Волшебница-зима», дни здоровья, где родители выступают активными участниками, экскурсии, акции «Береги птиц зимой», и др.).
Благодаря открытым мероприятиям, результатами организуемой в нем совместной деятельности педагогов и родителей стали :
- повышение активности родителей как участников образовательного процесса;
-улучшение детско-родительских отношений;
-сближение родителей и педагогов в процессе участия в конкурсах, экскурсиях и других мероприятиях;
-разносторонне развитие детей.
Познавательные формы взаимодействия заключаются в обогащении родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов дошкольного учреждения (логопед, педагог - психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, там мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Также рекомендации по вопросам воспитания и обучения детей родители традиционно получают в ходе консультаций: «Роль развивающих игр», «Развитие логики», «Совместная деятельность родителей с детьми», «Возрастные особенности детей» и др. В ходе встреч педагоги обобщают представления родителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей для их учета в процессе семейного воспитания.
Инициативность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Использование таких форм дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы даё т определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Сотрудничество с родителями всегда проходит в нашей группе только с позитивным настроем, так как доброжелательный стиль общения является основой для работы педагогов с родителями. В каждой группе, да и у каждого ребенка родители отличаются друг от друга социально, материально и по многим другим параметрам, поэтому воспитатель должен к каждому родителю найти свой индивидуальный подход: где-то можно посочувствовать, где-то пожалеть, но никогда педагог не должен проявлять свое категоричное суждение, такой подход только оттолкнет родителей от воспитателя. Поэтому в группе мы пытаемся (учимся) создавать благоприятный климат взаимодействия с родителями, установить доверительные отношения с родителями; постепенно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; по возможности работать в тесном контакте с семьями детей.
С помощью сети Интернет мною была создана социальная группа для родителей наших воспитанников. В данной группе провожу отчеты о проделанной работе (например, по проектам, выставляются фотографии поделок, рисунков, провожу фото-отчеты о проведенных занятиях и др. Так, любой родитель, который не всегда может посетить родительское собрание или беседу со специалистами, может задать свой интересующий вопрос, на который в течение небольшого срока времени будет дан исчерпывающий ответ по данному вопросу или будут даны советы. Так же с помощью смс-рассылки родители получают всю информацию, касающуюся различных мероприятий, конкурсов.
Любая форма работы должна начинаться с тщательного планирования, а для этого каждому воспитателю необходимо хорошо знать родителей детей своей группы. Для этого надо провести анализ состава родителей, их настроя, ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Очень часто для этого использую анкетирование родителей, индивидуальные беседы или создание круглого стола - все это делается для эффективной работы с родителями, помогает подобрать определенные формы сотрудничества с семьей.
Мною был проведен опрос родителей на выявлении предпочитаемых форм работы, и поставлен следующий вопрос : «Какие формы работы вам наиболее интересны?», в результате мы узнали, что (рис.) :
85% родителей выбрали совместную деятельность в проведении детских праздников и досугов;
60% родителей предпочитают нетрадиционное собрание родителей (в форме игрового тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров и др.);
50% открытые занятия с детьми для родителей;
45% участие в работе родительского клуба;
15% наглядное оформление стендов совместно с родителями;
10% совместные конкурсы;
5% консультации специалистов;
2% индивидуальную беседу.
Рисунок - Формы взаимодействия, предпочитаемые родителями, %
Итак, наиболее приемлемыми формами взаимодействия родителей с воспитателем ДОУ, которые были выявлены в ходе исследования, являются: совместная деятельность с детьми и практические занятия в форме тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Современные родительские собрания - прежде всего педагогическое просвещение родителей, это и консультации, и дискуссии, и семейные праздники. Особое внимание уделяется нетрадиционной методике проведения, принципам вариативности. Родительское собрание предполагает обязательное включение теоретического материала, практических упражнений, фрагментов занятий с детьми, рекомендаций психолога, логопеда и других узких специалистов детского сада, игр с родителями и совместных игр - упражнений родителей и детей.
На родительских собраниях очень важна атмосфера дружеских взаимопонимания между родителями и воспитателем.
Хотелось бы мне сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями : каждый человек, сделав какую либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей при любом удобном случае. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности за инициативность, ответственность, за активность участников всех дел в группе.
Досуговое направление самое привлекательное, востребованное и полезное. Оно является самым трудным в организации работы с родителями. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.
Хочу ко всему этому добавить, что наглядно-информационное направление в группе - это родительские уголки, различные папки передвижки; фотовыставки, картотека игр. В группе подбираю библиотеку специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей.
Все это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей и воспитателей.
Использование разнообразных форм работы дает надежду, что родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно будут становиться помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Библиографический список
1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011.
2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002.
3. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М. : "Белгор. гос. ун-т", 2009.
5. Воспитатели и родители : Из опыта работы. - М. : "Просвещение", 2009.
6. Глебова С. В. Детский сад - семья : аспекты взаимодeйствия. - М. : "Учитель", 2008.
7. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду. - М. : "Сфера", 2010.
8. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000.
9. Детский сад - семья : аспекты взаимодействия: практ. пособие. - М. : "Учитель", 2010.
10. Детский сад и семья /под ред. Т. М. Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : "Просвещение", 2010.
11. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004.
12. Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. - М. : "Логос", 2011.
13. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001.
14. Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М. : "Белый Ветер", 2011.