Ольга Чистякова
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека.
Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.
Публикация «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).
Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п. 1.7., пп. 6).
Основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
2. Повышение компетентности родителей
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО
Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьей.
Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста.
Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.
Принцип 3. Открытость педагога к семье.
Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.
Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы педагогам детского сада нужно глубоко изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Формы работы с родителями воспитанников по изучению семьи:
1. Письменные формы:
- анкета «Будем знакомы»;
- анкета «История моей семьи»;
- опросник;
- родительское сочинение;
- «Неоконченные предложения» и другие.
2. Устные формы:
- интервью;
- беседа;
- синквейн и другие.
3. Дистанционно-анонимные:
- переписка по электронной почте;
- форум;
- «Почтовый ящик» и другие.
4. Наблюдения:
- ребенка в разных видах деятельности
-семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность).
5. Проективные игровые и рисуночные методики:
- Рисунок семьи;
- Рисунок несуществующего животного;
- Дерево;
- Четыре персонажа;
- Почта;
- Домики и другие.
Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей
Задачи:
1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников, в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Формы работы:
1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.
2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.
3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра.
4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.
Указанные формы работы реализуются по двум направлениям:
1) для массового контингента семей воспитанников;
2) для дифференцированных групп семей:
-семьи детей различных возрастных категорий;
-семьи будущих первоклассников;
-различные категории неблагополучных семей;
-семьи детей с поведенческими проблемами;
-семьи детей с особыми потребностями;
-семьи одаренных детей
-семьи детей, не посещающих ДОУ.
Здоровье рассматривается как интегральная характеристика физиологического, психического, и функционального развития детей с высоким уровнем адаптивности к среде.
Именно в дошкольном детстве:
- закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие;
- формируются основные движения – бег, ходьба, ползание, лазание,
прыжки, осанка и т. д. ; а также необходимые навыки и привычки;
- приобретаются базовые физические качества – сила, ловкость,
выносливость, равновесие и другие.
- вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован и тем самым становится более развитым.
Анализируя состояние здоровья современных детей, исследователи выделяют факторы риска в сохранении и укреплении этого здоровья, выделили их значимость в различных условиях, разработали теоретические основы формирования ЗОЖ с учетом принципов и подходов.
По мнению Т. Э. Токаевой задачами физического образования являются:
охрана и укрепление здоровья;
- формирование двигательных умений;
- развитие физических качеств;
- накопление знаний о физической культуре;
- создание условий для реализации ребенком потребности в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- физическое и психологическое благополучие.
Под здоровьесбережением понимается система мероприятий, обуславливающая сохранение здоровья на всех этапах онтогенеза, защиту от нарастающих болезнетворных сущностей (биологических, химических, психических, физических по своему происхождению).
А здоровьеформирование рассматривается как процесс становления позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой является внутренняя картина здоровья.
Так же, по мнению Токаевой Т. Э необходимо создать условия, способствующие физическому развитию детей:
- во-первых, обеспечение целостности психолого-педагогического процесса с учетом СанПин и потребностей ребенка;
- во-вторых, использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего его здоровье;
- в-третьих, достижение высокого уровня качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит и педагогам, и родителям строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества, и одновременно – без излишней нагрузки на детей;
- в-четвертых, обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития и самореализации;
- в-пятых, использование программ физического и валеологического развития, обеспечивающих формирование ключевых компетенций в области здоровьесбережения и здоровьеформирования (ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной) с учетом индивидуальных особенностей детей;
- в-шестых, медицинский контроль за физическим развитием детей.
Наиболее благоприятные условия физического развития детей дошкольного возраста могут быть созданы в семье компетентных родителей.
Отсюда требуется формирование необходимых знаний у родителей о закономерностях психофизического развития детей, новообразованиях, связанных с психомоторным развитием, необходимых направлениях и условиях взаимодействия с детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Именно эта работа создаст целую плеяду компетентных родителей.
Отсюда основные задачи, которые направлены на формирование компетентности родителей:
- содействовать мотивации педагогов ДОУ, направленной на повышение эффективности физического воспитания и оздоровления детей (потребность в обучении новым технологиям и программам);
- активизировать родительский воспитательный потенциал в поддержке деятельности ДОУ по формированию интереса детей к физкультуре и здоровью, корректировать их педагогическую позицию;
- способствовать становлению педагогической компетентности и педагогической рефлексии молодых родителей в вопросах здоровьясбережения: питание, закаливание, ритуальная физкультура, здоровьесберегающим и здоровьеформирующим, восстановительным технологиям, физкультурным занятиям, спорту, активному отдыху и др. ;
- обучать специалистов ДОУ современным здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологиям с целью организации системы работы с мамами и папами на всех этапах развития ребенка.
Повышение компетентности родителей в в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста предполагает под собой следующие задачи:
- Содействовать развитию представлений у родителей об организации физического воспитания, что включает в себя вопросы правильного питания, закаливания, адекватной возможностям ребенка физической нагрузки и организации двигательной активности, о моделировании режима дня, повышении резистентности организма, об использовании мер по уравновешиванию нервных процессов в течение дня.
- Обучать практическим навыкам взаимодействия с ребенком в процессе совместной физкультурно-оздоровительной деятельности на каждой ступени детства: в младшем дошкольном возрасте, среднем дошкольном возрасте и старшем дошкольном возрасте.
- Развивать положительное отношение родителей к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности как деятельности особо значимой для здоровья и полноценного развития малыша.
Таким образом, работа по физическому воспитанию детей многоплановый процесс, включающий развитие физических качеств, формирование понимания здорового образа жизни.
На сегодняшний день существует большое противоречие в понимании родительской компетентности. Родители все больше понимают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все осознают главного принципа родительской компетентности.
Родительская компетентность формируется в процессе целенаправленного организованного взаимодействия педагогов с семьей. В структуре педагогической компетентности родителя выделяется пять основных компонентов: информационная (когнитивная, мотивационная, технологическая, коммуникативная, аналитическая.
Вся эта структура формируется во взаимодействии с дошкольным учреждением и проводится в разнообразных формах. Многообразие форм взаимодействия с родителями, которые используются в работе детского сада, способствуют созданию положительной атмосферы, повышению настроя родителей на эффективное восприятие консультационной информации, осознанию своей роли в воспитании ребенка в целом и в физическом развитии в частности.