Лариса Гончарова
Объединение социальных партнеров в области физической культуры
▼ Скачать +Заказ
Низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, наркомании и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности – таковы характеристики ухудшения качества народонаселения России.
Вот почему одним из важных направлений государственной политики РФ выступает привлечение детей к массовому спорту и здоровому образу жизни. С какого же возраста должна начинаться эта популяризация! Да, конечно же, с детского сада.
Публикация «Объединение социальных партнеров в области физической культуры» размещена в разделах
В ДОУ, как и в прежние годы, физическое развитие и здоровье дошкольников остаётся одним из ведущих направлений деятельности. Поскольку это приоритетный фактор для родителей (заказчиков).
В основополагающих документах Министерства образования РФ (основополагающий документ «Закон об образовании» статья 51 сказано, что «образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся», а также Резолюцией VIII Областной научно–практической конференции «Здоровье и образование» по Кемеровской области от 26.04.12г. сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования. Да и в одном из главных документов для дошкольных организаций – ФГОС ДО ясно видим, что первой задачей выступает: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…» [5].
Дети - это наше будущее! Каким образом сохранить и укрепить здоровье дошкольников? Каким образом способствовать формированию потребности к физической культуре? И кто за это в ответе?
Эти проблемы волнуют и родителей и педагогов ДОУ. Родителей, это понятно, а что касается педагогов, то вспомним величайшего педагога В. А. Сухомлинского и поймем, который не боялся еще и еще раз повторять: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [4].
Воспитать здорового, физически развитого, эмоционально устойчивого и социально адаптированного ребенка можно в тесном слиянии усилий семьи, детского сада и спортивно - оздоровительных учреждений. Но, в современной жизни, родители зачастую не имеют возможности водить своего ребенка на дополнительные занятия.
В этой ситуации может помочь сотрудничество между ДОО и спортивно-оздоровительным учреждением. Такое объединение усилий взаимовыгодно обеим сторонам. И мы его нашли - это Станция юных туристов (СЮТУР, детско-юношеская спортивны школа (ДЮСШ, реализующие физкультурно-оздоровительное направление. При взаимодействии с СЮТУР реализуется программа «Туристенок», которая рассчитана на два года (старшая и подготовительная группы). (Таблица 1)
Таблица1
Форма реализации образовательной программы во взаимосвязи с организациями образования (Закон об образовании ст. 15)
ОО Часть ООП Вид деятельности Кол-во часов
в год Форма деятельности
СЮТУР Часть, формируемая
участниками образовательных отношений Образовательная 72 часа Занятия
Совместная 36 часов Экскурсии, целевые прогулки, простейший туризм
ДЮСШ Часть, формируемая участниками ОО Совместная 36 часов Подгрупповые упражнения, спортивные досуги на базе ДОО
Задачи:
1. Формировать у дошкольников положительную мотивацию к занятиям физкультурой и спортом.
2. Повышать интерес к ЗОЖ
3. Расширять кругозор, познавательный интерес у дошкольников.
Особенно хочется остановиться на совместной деятельности с СЮТУР - это 36 часов отводится работе в режимные моменты (целевые прогулки - сбор дополнительной познавательной информации, а также экскурсии и простейший туризм совместно с родителями в рамках выходного дня).
Что получают дошкольники от такого сотрудничества:
- расширяется кругозор через приобщение дошкольников к новым способам формирования познавательной сферы;
- формируется положительная мотивация к занятиям физкультурой и спортом.
Ведь специалисты станции достаточно грамотно развивают у дошкольников выносливость, силу, координацию движений, используя свою материальную базу
И если с СЮТУР активное сотрудничество началось с 2017 года, то с ДЮСШ у нас давние отношения, с 90-х годов. Конечно, с вступлением нового ФЗ об образовании это стали немного другие отношения (в части локальных актов).
Но главное в том, что наши воспитанники с удовольствием занимаются с тренером, узнают о снаряжении, охотно встают на лыжи, просят родителей о записи в горнолыжную школу.
Что получают дошкольники от такого сотрудничества:
- стимулируются индивидуальные возможности каждого дошкольника;
- формируется познавательное, бережное, созидательное отношение к миру;
- формируется положительная мотивация к занятиям физкультурой и спортом;
- повышается интерес к здоровому образу жизни.
А в целом, создается ситуация, усиливающая образовательные возможности детского сада, его воспитательный и развивающий потенциал. Дошкольники с пятилетнего возраста привыкают к регулярным занятиям спортом, укрепляют здоровье, развиваются физически и эмоционально. В свою очередь станция туристов создает оптимальные условия для укрепления здоровья и гармоничного развития личности воспитанников и в дальнейшем получает огромный потенциал обучающихся.
Происходит
- индивидуализация форм физического развития, основанных на уровне развития функциональных возможностей и состояния здоровья ребенка;
- повышается у дошкольников интерес к здоровому образу жизни.
Академиком Н. М. Амосовым модель здоровья четко и конструктивно определена: «Чтобы стать здоровым, нужны
собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их
нельзя ничем…» [1].
Поэтому основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в нашем ДОУ с самого маленького возраста посредством здоровьесберегащих технологий (Таблица 2) [2], а также с использование традиционных методов в работе с семьей - это лекции, беседы, круглые столы, дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, организуются семинары, конференции по вопросам здорового образа жизни.
Таблица 2
Залогом же успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. ДОУ, являясь интеллектуальным, культурным, образовательным центром, играет важную роль в формировании здоровья воспитанников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков ЗОЖ.
Следовательно, мы можем сказать о том, что сможем успешно выполнить указ Президента РФ В. В. Путина «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [3] для решения проблемы продвижения ценностей здорового образа жизни и укрепления здоровья воспитанников в части сдачи норм ГТО (нормы ГТО сдаются при наличии согласия родителей, забытой и возрожденной в 2014 году после олимпиады хорошей практики, необходимой для здоровья страны.
И нас вдохновляют результаты нашей деятельности:
1. Прирост показателей физических качеств за период подготовки в течение учебного года, это наиболее эффективный метод оценки физической подготовленности дошкольников. Он дал нам определенное представление об изменениях в физической подготовленности наших воспитанников под влиянием проводимых во взаимодействии физкультурно-оздоровительных мероприятий. И это следующие показатели: 2017 год - 0,7%; 2018 год - 0,82%; 2019 год – 1,77%.
2. Показатели сдачи норм ГТО : 2017 год: золотой значок 5, серебряный - 6 (из 11 заявленных); 2018 год: золотой значок - золотой значок 12, серебряный - 6 (из 18 заявленных); 2019 год: золотой значок - золотой значок 12, серебряный - 7 (из 19 заявленных).
Литература
1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. [Текст]. – 3-е изд. – Кемерово:
Кемеровское книжное издательство, 1981. – 176с.
2. Вохмянина, М. Н. Модель сохранения здоровья дошкольников [Текст] / М. Н. Вохмянина //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 1. – С. 71-75.
3. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70619520/.
4. Сухомлинский В. А. «О воспитании» [Электронный ресурс] – Режим доступа: ttp ://pedagogic.ru/books/item/
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.