Татьяна Высокова
Об одном приеме развития пространственного мышления в авторской методике «От объема к плоскости»
▼ Скачать + Заказать документы
Как рассказать детям об объёме и плоскости?
Помню, как, придя в 1 класс ближайшей школы, показала геометрические тела детям и спросила их, - что это? Шар дети называли кругом, куб - квадратом, а конус - треугольником. Когда же я повернула конус основанием к детям, они закричали, что это круг! Стало очевидным, что геометрических объёмных тел дети не знают, и у меня есть шанс исправить это задолго до их прихода детей в школу.
Публикация «Об одном приеме развития пространственного мышления в авторской методике „От объема к плоскости“» размещена в разделах
В основе разработки авторской методики лежит идея В. В. Брофман, описанная ею в книге «Архитектурная школа имени Папы Карло», а именно - перенос объёма на плоскость, и я стала думать над тем, как воплотить это в занятиях: лепка, конструирование, элементы аппликации и рисования…
Основной постулат методики - плоскость должна быть вторична для малыша, то есть изучаться ПОСЛЕ освоения им объёмных тел. Ребёнок рождается в мир трёхмерный, предметный - мама, погремушка, - всё, что может видеть малыш и к чему прикоснуться - объёмное. Изображение этих предметов на плоскости должно будет появиться в его жизни постепенно. Иначе говоря, мы предлагаем подойти к изучению геометрических плоскостных фигур как проекции существующих объёмных тел, как их знакового изображения. Таким же образом, как педагогическое сообщество перешло при обучении чтению от изучения букв к более естественной последовательности: от звуков — к их письменному обозначению — буквам, от количества предметов — к их письменному обозначению — цифрам.
Основываясь на современных теоретических исследованиях и возрастных особенностях, для методики был разработан набор эталонов форм.
НАБОР ЭТАЛОНОВ ФОРМ
Комплект объёмных тел: шар, цилиндр, куб, конус, призма (треугольная и четырехугольная, пирамида (четырёхугольная, овоид (яйцо, эллипсоид, тор
Комплект «плоских» фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, эллипс
Трафарет вышеуказанных 6 фигур.
Опишем подробнее один из приемов развития пространственного мышления.
За основу возьмем занятие по теме: Ваза с цветами.
Материалы: пластилин
Возраст: дошкольники
Цель: закрепление лепки конструктивным способом
Берем цилиндр, на него ставим шар.
Затем скатываем конус и вставляем его вершиной вниз.
Для детей более старшего возраста и взрослых (родителей, педагогов) используется запатентованный способ (№115302) - объемная скульптура (из бумаги). Делаем цилиндрическую форму из прямоугольного листа плотной бумаги или картона, закрепляем степлером и любым клеем. На полученную форму кладем шар (можно использовать воздушный шарик) или заранее заготовленную шарообразную форму. Сворачиваем из плотного картона или бумаги форму конуса и скрепляем его в нескольких местах. Отрезаем вершину конуса, прикрепляем полученный усеченный конус обрезанной вершиной вниз.
Рвем на тонкие полоски бумагу (от 0,5 мм до 1, 5 см) и обклеиваем фигуру, используя клейстер, в направлении крест-накрест, несколькими слоями. Они образуют прочный каркас и финишную форму изделия.
Данный способ позволяет создавать сложные скульптуры из бумаги, опираясь на объемные тела.