олеся романенко
Сказка в воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенка попросили представить, что пришел добрый волшебник и покрасил всех людей в какой-нибудь цвет. «Какого цвета стали бы женщины?» - «Розового», - подумав, ответил малыш. «А какого цвета стали бы мужчины?» - «Синего». Тогда его спросили: «А какого цвета были бы дети?» - «Никакого, они все разные!». И действительно, дети очень разные, в них еще перемешаны все цвета радуги. Это мы, взрослые, имеем конкретный цвет – сформировавшихся правил и понятий, по которым привычно жить. Миры детей и взрослых, такие непохожие, постоянно пересекаются, и очень важно найти способ правильно общаться: на понятном малышам «красочном» языке рассказывать о том, как устроена жизнь. Лучше всего с этим во все времена справляется сказка.
Публикация «Сказка в воспитании ребенка» размещена в разделах
И правда, кому из нас не рассказывали сказок в детстве? Возникшие в глубокой древности, они передаются из поколения в поколение, неся в себе информацию о поведении людей, его причинах и последствиях и о многом другом. Сказка – это мостик, рассказывающий детям о взрослых, формирующий на уровне подсознания мировоззрение ребенка : если мачеха, то злая, если Иван, то обязательно дурак, но ему все равно повезет. Может, отсюда это русское «авось»? Впиталось с первой сказкой матери?
А впитывается из сказки все, хотим мы этого или не хотим, поэтому очень важно выбирать, какие сказки читать своему ребенку, - от этого напрямую зависит, каким человеком он вырастет. Так, часто сказки могут объяснять ребенку, что будет, если. Сказочный смысл тут оказывается абсолютно реалистичным. Принцип из «Репки» : не получается - пробуй еще раз, привлекая любые средства. Из «Колобка» : как далеко можно отойти от мамы. На шаг - ничего, на два - спокойно, на три - нормально, на четыре - съедят. Из девочки в услужении у Морозко: надо слушаться. И так далее, примеров множество.
Но здесь необходимо быть осторожным, потому что сказка может не только предлагать, но и внушать.
важно подбирать сказки, несущие положительные опыт и образ, формирующие восприятие мира как неагрессивного. Родитель, как скульптор, может вылепить своего ребенка через такую простую и знакомую с детства сказку. А чтобы она была более понятна, можно внести атрибуты современного времени: почему бы героям не говорить по телефону и не общаться по Интернету? Прогресс не стоит на месте. Перед Новым годом я, например, рассказывала детям сказку о том, что Снегурочка через волшебное зеркало (классический атрибут) следит за всеми детками, а если кто-то балуется, звонит Деду Морозу по телефону (новое, но привычное детям) и просит пока не класть для этого ребенка подарки в сани, пока он не исправится.
Но мало сказки подобрать, важно еще правильно прочитать - эмоционально, с выражением и душой. Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней, ведь дети быстро заражаются эмоциями. А после чтения сказки не забудьте обсудить ее с ребенком, это и сформирует активную речь, и даст вам понять, что и как ваш малыш усвоил из прочитанного.