юлия чувардина
О важности взаимодействия семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Чувардина Юлия Алексеевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад
№ 90 комбинированного вида», Орёл, Россия
doy90@yandex.ru
Наверное, сегодня каждый знает выражение Карла Маркса «Семья-ячейка общества». Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как верно и глубоко это утверждение?
Семья – самое дорогое, родное и близкое в жизни человека. Без нее человек чувствует себя одиноким, как отломанная от дерева ветка, которую никто не поддерживает, не укрывает от невзгод. Человек, который любит свою семью, бережет, заботится о родственниках, никогда не будет одиноким.
Публикация «О важности взаимодействия семьи и детского сада» размещена в разделах
Надо ли говорить какая ответственность ложится на родителей, воспитателей и учителей! Сколько знаний, опыта, традиций мы должны передать нашим детям, чтобы и они смогли построить полноценную «ячейку общества».
Наше настоящее диктует нам свои правила, и к сожалению дети большее количество времени (в силу занятости, работы родителей) проводят вне дома, а в детских садах и школах, где «родителями» для них становятся педагоги. Как же в таких условиях сохранить ценность семьи, научить ребенка уважать и чтить свои корни и традиции?
Огромную роль играет дошкольное образование. Педагогам важно понимать, что семья - своего рода призма, через которую ребенок воспринимает окружающую его действительность. И от того какой будет эта призма зависит каким вырастит ребенок и какую семью он создаст. Основной целью взаимодействия нашего педагогического коллектива с семьями воспитанников является создание своеобразного содружества «родители-дети-педагоги», где все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждают друг друга к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Хочется отметить, что родители с удовольствием в большинстве случаев идут на контакт и принимают участие в мероприятиях, где задействован их ребенок. Важно делать свою работу интересной. Давно ушли те времена, когда педагоги при взаимодействии с родителями использовали обычные скучные родительские собрания, где говорил только педагог или когда педагоги ограничивались только созданием папок передвижек с консультациями для родителей. Это ставит своего рода стену между нами – педагогами и родителями. Родитель не должен оставаться за дверью групповой комнаты, не должен быть отгорожен от групповой жизни детей. Мы должны взаимодействовать вместе, вместе воспитывать наших детей, прививать им нормы и ценности семьи. Мы должны развивать интерес у родителей к содержанию жизни детей в детском саду.
На сегодняшний день существует множество интересных способов взаимодействия педагогов и родителей. Это могут быть семейные клубы по интересам, где создается особая атмосфера и происходит истинное сближение родителей и детей, развиваются формы сотворчества. Это различного рода студийные занятия, где происходит непосредственное взаимодействие родителей со своим ребенком. На этих занятиях ребенок открывается родителям совершенно с новой, неизвестной для них стороны. Например: «Клуб любителей правильной речи», «Клуб умелые ручки», «Интеллектуальный клуб», где родители, воспитатели и дети участвуют в различного рода конкурсах Всероссийского уровня.
Еще одной важной формой взаимодействия являются семейные встречи и гостиные, где вместе дети и родители отдыхают, поют, танцуют, соревнуются. Главная задача - научить родителей «прислушиваться» к детям, их чувствам, создать атмосферу единства, сплоченности. Здесь мы так же широко используем различные средства музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов. Цель таких встреч - психологическое раскрепощение каждого ребенка, развитие его индивидуальности, культуры, социальная адаптация, это хороший пример для родителей в организации семейного досуга.
Интересной формой работы с родителями является создание альбома «Моя семья». Данную форму можно активно использовать во взаимодействии с родителями. В создании альбомов, семейных газет принимает участие 100% родителей. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе работы с альбомом «Моя семья» можно отметить следующие положительные моменты: эта работа способствует налаживанию более теплых и интересных взаимоотношений в семье, у детей появляется интерес к истории своей семьи, к близким и дальним родственникам, правильно формируется важное социальное понятие «семья».
Распространенной формой взаимодействия являются спортивные праздники (в помещении и на улице, приуроченные, например ко дню защитников Отечества или дню защиты детей, занятия совместно с родителями, досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности. Эти мероприятия помогают сплотить детей, родителей и педагогов.
На самом деле, вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому раскрыться, познавать этот мир. Взрослые не должны забегать и не должны ничего делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Детство - самый важный период в жизни каждого человека, и для полноценного развития ребенка важно, чтобы его детство проходило именно в семье. Давайте же сделаем так, чтобы детский сад стал неотъемлемой частью семьи, чтобы ребенок в саду не чувствовал себя отлученным от нее. Важно, чтобы педагоги и родители стали равноправными партнерами, ведь они воспитывают одних и тех же детей.
Давайте же более ответственно подходить к своей работе, ведь именно от нас зависит каким вырастит ребенок, какая будет у него семья, а следовательно и каким будет все наше общество!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М. : Сфера, 2005 год
2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
3. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).