Любовь Горяинова
О творческом подходе в использовании потенциала РППС в работе с воспитанниками дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
РППС в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка в различных видах деятельности, успешной социализации в обществе.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра.
Именно поэтому необходим повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Публикация «О творческом подходе в использовании потенциала Рппс в работе с воспитанниками дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука", роста и предметного мира взрослых
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Важно иметь большое количество «подручных» материалов - веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.
Пример построения предметно - развивающей среды
Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театральном уголке размещены маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой. Мы вместе с воспитанниками готовим костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды: в зависимости от интересов детей и развития фантазии, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому, роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.
Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда, складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.
При выборе игры я ставлю перед собой задачу – сохранить детскую непосредственность, веру, наивность. Речевые упражнения и игры я стараюсь включать в каждое занятие, работаю над правильным дыханием. На занятиях и вне знакомлю детей с терминологией и понятиями театрального искусства, систематизирую знания детей о театре в соответствии с их возрастом.
Уголок природы и уголок науки. Для применения опытно-экспериментальной деятельности с практически действенной мы объединили уголок науки с уголком природы. При организации экспериментирования мы ставим задачу – показать детям различные инструменты, помогающие познавать мир. Это - микроскоп, магнит, лупу, бинокль, песочные часы и др. Мы развиваем представления об основных физических явлениях: магнитом и земном притяжении, электричестве, отражении и преломлении света и др. Большой интерес у детей вызывает проращивание различных семян (картофеля, лука, свеклы, моркови и др.) Дети с удовольствием рассматривают под микроскопом ежедневные изменения, которые происходят с семенами и отражают их в картах наблюдения. А также ухаживают за растениями. Имеется необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
Для познавательного развития имеется специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. В выдвигающихся ящиках хранится инвентарь для ухода за растениями. На стене находится календарь природы.
Обучая детей, заполняя с ними календарь – показываю, где и что надо изобразить, поясняю, поправляю, в общем, доброжелательно помогаю освоить это дело.
На протяжении всего учебного года, мы проводим с детьми ежедневный уход за комнатными растениями в уголке природы. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение для ухода за комнатными растениями являются утренние часы (до завтрака).
В нашем уголке литературы достаточно, но мы её выставляем не всю сразу. А периодически меняем. Дети с большим интересом её рассматривают, ведут обсуждения, задают вопросы нам, на которые мы даём достаточно полные ответы.
Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал : мелки, акварель, тушь, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Присутствуют альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Рядом расположена тематическая выставка репродукций картин русских и советских художников.
Очень нравится детям техника проступающего рисунка. Рисунок выполняется восковыми карандашами. Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется. Удивление и восторг ребёнка всегда вызывает «фотокопия» — техника изображения, дающая эффект проявления фотоплёнки. Вместо обычного карандаша детям предлагается «волшебный» карандаш — стеариновая свеча. При её помощи ребёнок наносит рисунок на весь лист бумаги. Когда рисунок готов, берётся гуашь и ею покрывается рисунок. Изображение, сделанное свечой, проявляется, как в сказке, прямо на глазах.
Можно «рисовать» пластилином и на пластилине – техника пластилинографии. Рисунок на пластилине представляет собой пластилиновый фон, на котором с помощью стеки или палочки наносится рисунок. Пластилиновый рисунок можно сделать, скатывая маленькие комочки и выкладывая их по цвету, или размазывая пластилин. Если из пластилина сделать отдельные части, например, выложить на картоне жгутики из коричневого пластилина и приклеить к ним ватные комочки – получится вербовая веточка.
Главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Дети должны усвоить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Центр двигательной активности пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В рамках коммуникативно-личностного развития были созданы дидактические игры: «Разрезные картинки», «Зимние олимпийские виды спорта», «Спортивное лото», «Виды спорта», «Правильное питание», «Чем похожи виды спорта». В свободной деятельности детям были предложены настольные игры спортивной направленности: «Хоккей», «Футбол», «Баскетбол»; настольно-печатные игры- бродилки – «Упражнения Тигры с мячом», «Зимние развлечения»; игровой набор «Парные картинки. Спорт»; обучающая игра-лото «Валеология или здоровый малыш».
Дети активно принимают участие в сюжетно-ролевых играх «Спортивная тренировка», «Спорттовары», где не только общаются, но и совершенствуют свою физическую форму – отжимаются, качают пресс, прыгают на скакалке, крутят обруч и т. д. В совместной деятельности познакомили детей с серией рассказов о подвигах Геракла; с книгой Г. П. Шалаевой «Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте». Просмотрены мультфильмы спортивной тематики «Шайбу, шайбу!», «Матч-реванш» и др.
Центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
Центр региональной культуры Тематические альбомы «Храмы и памятники Старого Оскола», «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш край», «Россия», художественная литература (стихи, рассказы, произведения о Белогорье, России, дидактические игры по краеведению; флаг, гербы и другая символика Белгородской области, России, фотография президента РФ.
диски с записью природы родного края, достопримечательностей родной станицы и городов края.
Я в своей работе использую различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации РППС в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации РППС в ДОУ, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Список литературы:
1. Нищева Н. В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду». - С-Пб. : «Детство-пресс», 2010 г.
2. Кирьянова Р. А. «Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении». - С-Пб. : «Детство-пресс», 2006 г.
3. Проекты в дошкольном образовательном учреждении -
https://vospitatel.com.ua/category/proekty.html
4. Федорова. С. А. «Нестандартное оборудование на занятиях по физической культуре» - Инструктор по физкультуре. – 2010-№4-С. 95-99