Валентина Хохрякова
Консультация для родителей «О таланте, мотивации и воспитании детей»
Сейчас многие родители стараются всесторонне развивать способности детей с раннего возраста, особенно популярны занятия, направленные на развитие творчества и креативности. Наше современное общество вполне можно назвать детоцентричным: появляется множество методик развития, принцип проявления креативности стал основополагающим в процессе воспитания и обучения, реализуется индивидуальный подход. Но оказывается, все дети имеют врожденные способности к познанию и творчеству! Это легко понять, ведь ребенок видит этот мир впервые, он в каком-то смысле является его первооткрываетелем. Любой продукт его творчества гениален, креативен, ведь он придумал его, основываясь только на идеях из своей головы. Этим детское творчество отличается от взрослого, в котором нужно создать что-то, отличное от всего, созданного людьми ранее.
Публикация «Консультация для родителей „О таланте, мотивации и воспитании детей“» размещена в разделах
Несмотря на то, что креативность присуща всем детям, для развития таланта необходим еще и навык. Это техника, которую можно развить только упорным трудом и регулярными занятиями.
Таким образом, одарённым мы называем человека, который не только обладает врождёнными способностями, но и умеет эффективно их применять и развивать. Возьмем художественную деятельность. Каждый рисунок ребенка, возникший впервые в его творчестве, безусловно гениален. Но без наращивания техники рисунка, без знания основ художественной грамоты, этот рисунок не будет иметь культурной ценности.
И здесь оказывается, что не все дети готовы много заниматься и развивать свои навыки. Встает вопрос о мотивации.
Бывает, что у ребенка есть интерес к какому-то занятию, например, к игре на фортепиано. Он получает удовольствие от процесса. В этом случае мы говорим, что его интерес к музыке основывется на внутренней мотивации. Причины того, что он занимается данным делом, заключаются в нем самом - в радости, которую он переживает, когда играет на фортепиано. Таким образом, музыкальные занятия для него - удовольствие и игра, а не работа.
Часто у родителей возникает желание вознаградить ребенка за стремление к обучению. Например, давать карманные деньги за каждый час, проведенный за инструментом. Кажется, что тогда ребенок будет играть еще больше, что в конце концов и происходит, не так ли? Так у ребенка добавился внешний повод, чтобы играть. Раньше ребенок охотно музицировал, руководствуясь только внутренней мотивацией, а теперь к ней добавилась внешняя мотивация - желание заниматься делом из-за вознаграждений и/или давления. То, что раньше было игрой и увлечением, начало превращаться в работу. Более того, оказывается, что внешняя мотивация подрывает внутреннюю. Ребенок может даже утратить интерес к деятельности, которая раньше доставляла ему удовольствие. Это явление называется эффектом переоценки и проявляется, когда люди начинают думать, что их поведение вызвано притягательными внешними причинами. Такая точка зрения заставляет их недооценивать внутреннюю мотивацию.
Без сомнения, вознаграждение - мощный стимул и оно влияет на деятельность. Но зачастую упускаются из вида изменения, которые происходят в сознании ребёнка. Как только родители прекращают “программу поощрения”, дети испытывают меньше склонности к деятельности, чем до начала вознаграждения.
Применение вознаграждений и стимулов очень распространено: их используют родители, воспитатели, учителя. Как же защитить внутреннюю мотивацию от негативного влияния поощрений? Как показывают эксперименты, в некоторых случаях эффекта переоценки можно избежать. Во-первых, эффект проявляется, только если изначально интерес к деятельности достаточно велик. Если ребёнок считает, что чтение - невыносимо скучное занятие, никакое вознаграждение не снизит интерес к нему. Опасность возникает, когда ребёнок уже любит читать, в такой ситуации предложить ему новую игрушку - это все равно что убедить его, что он читает ради игрушки, а не потому, что читать интересно.
Во-вторых, важно учитывать отношение родителей к увлечениям ребенка. Если они искренне поддерживают творческую деятельность, выказывают интерес, то ребенок будет прикладывать больше усилий, так как одобрение родителя - это врожденная потребность детей. Таким образом, это вознаграждение усиливает внутреннюю мотивацию и позволяет избежать эффекта переоценки. В результате, ребенок еще больше занимается и достигает успехов в творчестве.
Можно видеть, что талантливых, творческих детей больше, чем взрослых. Хочется, чтобы они могли сохранять и реализовывать свои способности при взрослении. Для этого нужно научить детей трудиться и воплощать свои идеи, не останавливаться перед препятствиями и стремиться к успеху.