Светлана Ефимова
О системе работы психолого-педагогической службы с учащимися «группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений работы психолого - педагогической службы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Усолье - Сибирское Иркутской области является профилактическая работа с учащимися «группы риска», направленная на предупреждение рискового поведения несовершеннолетних подростков
Целью профилактической работы является максимальный охват превентивными мерами учащихся, а также информирование взрослых (педагогов, родителей) об особенностях развития и протекания кризисных ситуаций у подростков, формирование навыков реагирования на эмоциональные и поведенческие изменения подростков.
Публикация «О системе работы психолого-педагогической службы с учащимися „группы риска“» размещена в разделах
Главными задачами профилактической работы стали:
1. выявление и профилактика ранних признаков рискового поведения несовершеннолетних, депрессивных состояний, которые часто маскируются под самоповреждающее поведение;
2. обучение несовершеннолетних навыкам совладания со стрессом и расширение репертуара паттернов поведения (реакций на определённые жизненные события) в стрессовой ситуации;
3. обучение навыкам эмоциональной регуляции и дифференциации эмоционального состояния;
4. устранение дисгармоничности в семейных отношениях.
Реализация поставленных задач осуществляется педагогом-психологом через следующие направления работы:
А) первичная профилактика рискового поведения,
Б) вторичная профилактика рискового поведения,
В) третичная профилактика рискового поведения несовершеннолетних учащихся.
Первичная профилактика рискового поведения несовершеннолетних направлена на укрепление психического здоровья учащихся. Её целью является максимальный охват превентивными мерами школьников, а также информирование взрослых (педагогов, родителей) об особенностях развития и протекания кризисных ситуаций у подростков, формировании у них навыков реагирования на эмоциональные и поведенческие изменения.
Ключевыми направлениями работы по первичной профилактике рискового поведения учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» стали:
– ежедневный визуальный осмотр классным руководителем и педагогом – психологом учащихся в целях определения их психо-эмоционального состояния, выявления внешних признаков суицидального поведения и эмоционального стресса. Результаты осмотра заносятся в Журнал наблюдений, разработанный педагогом-психологом и утверждённый приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2». Сделать осмотр более эффективным помогают Памятки с признаками, свидетельствующими о суицидальной угрозе и симптомах эмоционального стресса у несовершеннолетних, разработанные в учреждении для этой цели и прилагающиеся к Журналу наблюдений;
–родительский всеобуч по вопросам урегулирования детско-родительских отношений, профилактики рискового поведения несовершеннолетних, вовлечения несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для их жизни, а также по вопросам обеспечения информационной безопасности детей. Кроме этого, в учреждении разработана и реализуется программа совместных тренинговых занятий для родителей и учащихся «Мы вместе!», направленных на преодоление трудностей во взаимоотношениях родителей и детей;
–проведение тематических мероприятий, бесед с учащимися по информационной безопасности, мероприятий, пропагандирующих ценность человеческой жизни.
Развитие информационной компетентности учащихся осуществляется посредством участия в сетевых профилактических мероприятиях:
А) в общероссийском Едином уроке безопасности в сети Интернет;
Б) во Всероссийской контрольной работе по информационной безопасности;
В) в конкурсах, квестах и конференциях по вопросам цифровой грамотности на портале «Сетевичок»;
Г) Программы в 1 – 4-х классах «Полезные привычки», в 5 – 9-х классах «Полезные навыки», в 10 – 11 классах «Полезный выбор» помогают в приобщении учащихся к здоровому образу жизни и в формировать;
–психологические тренинги, направленные на оптимизацию межличностных отношений в классных коллективах. Особое место здесь отводится антибуллинговым мероприятиям, мероприятиям, направленным на укрепление и повышение сплоченности, дружелюбия в детских коллективах, развитие у учащихся навыков конструктивного решения конфликтов, поддержания здоровых межличностных отношений;
–проведение с работниками учреждения инструктажей о порядке действий при возникновении кризисных ситуаций, в случаях выявления сведений о суицидальном поведении подростков, обнаружения признаков суицидального поведения несовершеннолетних (особое внимание уделяется вновь прибывшим учащимся и учащимся в возрасте 12-15 лет, ученикам 1, 5, 9 и 11 классов). Разработанные в учреждении инструкции включают три типа мероприятий:
1) профилактические меры;
2) непосредственное действие в чрезвычайной ситуации;
3) послекризисные меры.
Вторичная профилактика направлена на поддержку учащихся, переживающих кризис, ориентирована на решение актуальных проблем подростка с рисковым поведением и стабилизацию его психического состояния.
Вторичная профилактическая работа в учреждении осуществляется в следующем порядке:
1) выявление несовершеннолетних склонных к рисковому поведению: социально-психологическое тестирование (СПТ);
2) получение информированного согласия родителей (законных представителей) на проведение углублённой диагностики и дальнейшей коррекционно-развивающей работы с учащимися;
3) выявление «группы риска» и углублённая диагностика учащихся склонных к рисковому поведению;
4) анализ диагностических данных и подготовка заключений с рекомендациями;
5) разработка индивидуальных планов психологического сопровождения учащихся;
6) проведение антикризисных мероприятий, спланированных с учётом результатов диагностики, реализация индивидуальных планов психологического сопровождения учащихся:
А) оказание помощи в сложившейся ситуации (решение конфликтных ситуаций, преодоление трудностей и/или снижение вероятности неудач, стабилизация психологического состояния;
Б) направление учащихся к профильным специалистам системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Так в 2022 – 2023 учебном году в нашем учреждении 8 учащихся и в 2023-2024 учебном – 12 чел. были направлены к специалистам медучреждений для медикаментозного снятия тревожности и др. проблем;
В) индивидуальное и групповое (в составе семьи) консультирование участников образовательного процесса;
Г) групповая работа с классом, осуществляемая педагогом-психологом, к которой при необходимости привлекаются социальный педагог, классные руководители;
Д) индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с подростками «группы риска»;
Е) разработка памяток для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать);
Ж) организация встреч педагогов и родителей с другими специалистами.
Выявление несовершеннолетних с рисковым поведением осуществляется в ходе ежегодного социально-психологического тестирования (СПТ). Участие в социально психологическом тестировании (СПТ) показывает рост числа наших учащихся 7 – 11 классов, входящих в группу повышенной вероятности рискового поведения. Если в 2022 – 2023 учебном году количество учащихся, составивших по результатам СПТ группу повышенной вероятности рискового поведения было 19 человек, то в 2023 – 2024 учебном году таких стало 81 уч-ся.
Для определения учащихся "группы риска" и оценки их патохарактерологических особенностей, их уровня тревожности и агрессивности, степени дезадаптации и суицидального риска в учреждении проводится дополнительная углубленная диагностика.
В 2022 – 2023 учебном году дополнительную углубленную диагностику прошли 19 учащихся, в 2023 – 2024 учебном году – 81 человек, т. е. все учащиеся, вошедшие по результатам СПТ в группу повышенной вероятности рискового поведения.
Углублённая диагностика проходит поэтапно и для её проведения были отобраны и утверждены приказом директора следующие диагностические методики:
1. Ноябрь 2023 г. - Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»
(Повышенная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность);
2. Ноябрь 2023 г. - Методика САН: самочувствие, активность, настроение.
3.Ноябрь 2023 г. [/i] - Шкала безнадежности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974, (Состояние депрессии, склонность к суициду);
4. [i]Декабрь 2023 г. [/i]- Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л. Б. Шнейдер, (Суицидальные мысли, суицидальные высказывания);
5. Декабрь 2023 г. - Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса (АСВ, (Нарушенные детско-родительские отношения, отсутствие взаимопонимания, поддержки со стороны родителей (законных представителей);
6. Декабрь 2023 г. - Опросник А. Басса – А. Дарки (в интерпретации Г. А. Цукерман, (Неумение выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, конструктивно решать конфликтные ситуации);
7. Январь 2024 г. [/i] - Модифицированный вариант методики Дембо – Рубинштейн по изучению особенностей самооценки подростков, (Переживания по поводу своего внешнего вида, физических недостатков. Комплекс неполноценности).
По результатам углублённой диагностики нами была определена «группа риска», в которую в 2023-2024 учебном году вошли 11 учащихся 7-9 классов.
Углублённая диагностика позволила установить не только факторы риска, но и спланировать индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу с учащимися «группы риска», целью которой является снятие эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа «я», развитие фрустрационной толерантности и др.
Индивидуальный план психологического сопровождения учащихся формируется педагогом-психологом в зависимости от каждой конкретной ситуации и включает индивидуальные и групповые формы работы.
Коррекционно-развивающие занятия проходят по утверждённому директором школы расписанию. Учащиеся «группы риска» делятся на группы по 8-10 человек по выявленным факторам риска: «Тревожность» (Т, «Детско-родительские отношения» (ДРО, «Взаимоотношения с окружающими (ВсО) и т. п.
Результатом коррекционно-развивающей работы стало снижение количества учащихся «группы риска», но несмотря на это, у нас остались ученики в «группе риска». Школьным Психолого-педагогическим консилиумом было принято решение о продолжении реализации индивидуальных планов психологического сопровождения этих несовершеннолетних.
Целью третичной профилактики в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» стало оказание помощи учащимся, уцелевшим после суицидальной попытки, и их социальному окружению.
В 2022-2023 учебном году в школе произошёл один случай совершения попытки суицида учащейся 7 класса. Кроме этого, в сентябре 2022 года в учреждение прибыла несовершеннолетняя учащаяся 6 класса, совершившая попытку суицида в другой СОШ. Профилактическая работа с этими несовершеннолетними включала мероприятия направленные на:
– снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших (учащиеся и их родителей (законных представителей);
– профилактику возникновения негативных эмоциональных реакций и повторных суицидов;
– профилактику возникновения у учащихся отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;
– направление учащихся на консультацию к врачу-психиатру и клиническому психологу;
– реализацию индивидуального плана психологического сопровождения учащейся, совершившей суицидальную попытку и её родителей (законных представителей).
В связи с тем, что в последнее время стали возникать многочисленные угрозы безопасности образовательной среды, было разработано и утверждено Положение о Антикризисной команде Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», которое направлено на обеспечение физической, психологической безопасности и благополучие учащихся, определяет функции членов антикризисной команды.
Ежегодно на основе Положения о Антикризисной команде разрабатывается план действий в чрезвычайных кризисных ситуациях и приказом директора создаётся антикризисная команда. Контактная информация о антикризисной команде размещается на видном месте в фойе первого этажа школы и возле телефона в приёмной директора.
В целях организации эффективного взаимодействия педагогов с учащимися и их родителями (законными представителями, оперативного реагирования на жалобы, просьбы обучающихся и родителей (законных представителей, решения каких-то возникающих проблем, на первом этаже в фойе школы размещён «Ящик доверия». Положение о «Ящике доверия» для письменных обращений учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» и их родителей (законных представителей) устанавливает порядок функционирования и режима работы «Ящика доверия», учёта и регистрации, поступивших обращений, определяет сроки, в которые на них должен быть дан ответ.