Морозова
Консультация «О рисунках и поделках в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
О рисунках и поделках в детском саду
Нюансы дошкольного образования
В какой момент получилось так, что система дошкольного образования выхолостила творческую деятельность детей? Рисунки и поделки делаются взрослыми. Мало того, что они делаются взрослыми, так еще и не каждый вариант можно принести и показать руководству детского сада. Пятилетний ребенок еще в силу своего возраста не способен владеть перспективой рисунка, игрой теней, наложением правильных мазков для создания эффектов реальности и натуральности. Как можно требовать аккуратности и эстетичности поделок от малыша?
Публикация «Консультация „О рисунках и поделках в детском саду“» размещена в разделах
Как при таких требованиях ребенок может принимать участие в различных конкурсах? Вопросы, вопросы… Невозможно себе представить, что жюри всех этих конкурсов не отдает себе отчет в том, что работа не может быть выполнена ребенком. Ребенок получает наградной документ, но не ценит его – ура! – похвалили за то, что мама постаралась. В системе воспитания совершенно не осталось места для настоящего детского творчества. Воспитывается функция перекладывания работы на кого-то, а получение лавров себе. Кого воспитываем? А потом получаем такой нехороший синдром выученной беспомощности. Неужели? Сложно ожидать, что ребенок, привыкший к тому, что все самое хорошее, красивое и правильное делает кто-то, никогда не вырастет во взрослого, который попробует самостоятельно сделать работу. А потом в коллективах происходит перекладывание работы на того, кто не способен отстоять собственные границы и права. Я вдруг обнаружила, что к 48 годам не способна нарисовать рисунок на уровне пятилетнего ребенка согласно критериям «высокого» жюри, не способна сделать поделку или открытку маме. Поделки с использованием электрического клея-пистолета проходят на ура. Пятилетнему ребенку нельзя приближаться ни к электричеству, ни к горячему клею, ибо это чревато ожогами и травмами, в том числе не совместимыми с жизнью. Что мы творим!
Посмотрите на настоящее детское творчество – оно уютно и мило, не содержит ни красоты, ни вычурной эстетики, оно смазывает уже «совершенную» картину в стремлениях добавить еще один мазок, пусть и неудачный. Дети сравнивают работы друг друга, перенимают приемы и способы рисования, и тем самым развиваются. Выставка детских рисунков… Истинно детских рисунков нигде не выставляют. Дети радостно фотографируются с рисунками, сделанными родителями и в их глазах читается гордость… Не собой, а мамой. Это приводит к тому, что на занятии по народно-прикладному творчеству у меня полгруппы сидят с ножницами в руках и ждут, когда я подойду и сделаю за них. Когда же я не подхожу – случается великий плач по убиенным надеждам. Кто сильнее духом, делают хоть что-то, кто слабее – заканчивают истерикой. Какой из меня получается нехороший воспитатель. Требующий самостоятельности. Ребенку нужно помочь! Вы обязаны! – слышится упрек родительского сообщества. Не обязана, когда знаю, что ребенок может, но не делает, ибо не привык к самостоятельности. День за днем, занятие за занятием – и, о чудо! Вдруг получается. И все равно, на конкурс это не отправишь, на выставку тоже. Система образования перестала ценить самость детских стараний. Обидно. Дети заслуживают большего - признания своих стараний и пусть несоответствующим, придуманным каким-то критериям и требованиям, но - успехов. У нас очень талантливые дети, с синдромом выученной беспомощности.