Рузиля Халикова
О реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР в соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать
О реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР в соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ.
Особые образовательные потребности у детей разных категорий отличны относительно специфики ограничений возможностей здоровья, что определяет особую логику построения образовательного процесса.
Выделяют особые образовательные потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «О реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР в соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Во-первых, это обеспечение раннего выявления отклонения в развитии ребенка с последующим специально организованным обучением;
во-вторых, изменение содержания образования (например, за счет введения в содержание образования специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, так и за счет сокращения объема содержания);
в-третьих, использование специальных методов, приёмов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, учитывающих особые образовательные потребности;
в-четвертых, индивидуализация обучения;
в-пятых, обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
в-шестых, максимальное расширение образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции).
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. К категории детей с трудностями в обучении относятся «дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения.
Задержка психического развития (ЗПР) - это временное отставание развития психики в целом или отдельных её функций, нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов». Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу.
В этиологии (причинах) задержки психического развития играют роль конституционные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и, главным образом, органическая недостаточность нервной системы (Лебединский В. В.).
Современные ученые-педагоги (Агавелян О. К., Винник М. О., Кулагина И. Ю., Лебединский В. В., и др., конкретно, К. С. Лебединская классифицирует задержки психического развития, основываясь на причинах её возникновения: конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения.
1. Задержка психического развития конституционального происхождения.
Такая задержка развития определяется наследственностью. При ней эмоционально - волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. У детей наблюдается значительное отставание развития от возраста, в основном проявляющееся в эмоционально-волевой сфере при сохраненной, хоть и замедленной, познавательной деятельности. Незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к несформированности учебной мотивации. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы, они склонны выполнять лишь то, что непосредственно связано с их интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности.
2. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями. Такие дети рождаются у здоровых родителей. Их особенности обусловлены перенесенными в раннем возрасте заболеваниями, особенно хронического характера. Болезненность рождает психическую незрелость. Вследствие этого ребенок плохо адаптируется в новой среде. Главная их трудность в обучении состоит в том, что из-за отсутствия интереса к учебной деятельности, нежелания выполнять задания, преодолевать при этом трудности.
3. Задержка психического развития психогенного происхождения.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют правильному формированию личности ребенка. Для таких детей характерно нормальное психическое состояние, соматически они здоровы. Особенности их развития обусловлены неблагоприятными условиями воспитания. В итоге: несформированность интеллектуальной мотивации, инфантильность, несамостоятельность поведения, подверженность чужому влиянию. Такие дети становятся неспособны к анализу, не могут определят признаки сходства и различия, недостаточно используют обобщающие понятия. Они не склонны к продуктивной деятельности, невнимательны.
4. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
ЗПР церебрально-органического происхождения обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально–волевой сфере и в познавательной деятельности. Особенности развития таких детей обусловлены отклонениями в развитии мозга, появившимися в результате патологии беременности. Стойкое отставание интеллектуального развития сочетается в этом случае с более глубокими нарушениями эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность у них значительно снижена. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются.
Обучающимся с задержкой психического развития характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности). Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивность.
К типичным особенностям, свойственным всем детям с трудностями в обучении, относятся:
• повышенная истощаемость и, как следствие, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, сниженный объём и темп работы;
• незрелость эмоций, воли, поведения; наивность, не самостоятельность, непосредственность, частые конфликты со сверстниками;
• бедный словарь, высказывания односложны, нарушена логика высказывания;
• несформированность навыков интеллектуальной деятельности; сниженный уровень познавательной активности (недостаточная любознательность);
• замедленное восприятие и переработка информации, необходимость в наглядно-практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций;
• неустойчивость, большая отвлекаемость внимания, недостаточная концентрированность на объекте;
• несформированность учебной мотивации: интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слаба и нестойка, преобладают игровые интересы; затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности как результат недостаточного осознания себя учеником и непонимания мотивов учебной деятельности; низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в учебной деятельности;
• нарушение всех видов памяти при преобладании наглядной памяти над словесной;
Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.
Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Изучение процессов памяти у данной категории детей показывает недостаточную продуктивность произвольной памяти, её малый объем, неточность и трудность воспроизведения. Недостаточность произвольной памяти у детей с задержкой психического развития в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля.
Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его "социальным вывихом" (метафора Л. С. Выготского). Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства
Поэтому обучающиеся с ЗПР нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей :
• в побуждении познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
• в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
• в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
• в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр. ,
• в формировании, развитии целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;
• в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
• в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми, в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
• в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;
• в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;
• в расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Педагог, работающий с детьми с ЗПР, должен обращать внимание на все выше сказанное и строить свою работу с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Источники
1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 42 с.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития / М-во образования и науки Рос. Федерации. -М. : Просвещение, 2017.-145 с.
3. Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян ; - Новосибирск : НИП-КиПРО, 2004. - 412 с.
4. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 154 с.
5. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для ВУЗов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие –– М. : Издательство Московского университета, 1985
7. Лебединская К. С., Власова Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития //Дефектология. 1975.- № 6. - С. 8-17
8. В. Г. Петрова, И. В. Белякова. Академия педагогических и социальных наук. Московский психолого-социальный институт. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104с.