Евгения Ищук
О пользе семейного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Ребё нок и книга: зачем им дружить?
Каждый человек помнит, как родители или воспитатели читали ему в детстве сказки. Сказка - это общение с ребёнком на волшебном, хорошо понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Дети, отождествляя себя с главным героем сказки, живут вместе с ним, учатся на его ошибках тому, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Сказки учат малыша сочувствию и состраданию.
Кроме того, живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта: слушая сказки, он становится более внимательным и усидчивым.
Публикация «О пользе семейного чтения» размещена в разделах
Детские психологи уже доказали, что для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо. Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух и с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. К сожалению, сейчас во многом прочтение книг заменили мультфильмы. Это замечательно, но они не могут заменить книгу. Почему?
Не будем останавливаться на том, что длительный просмотр телевизора негативно отражается на здоровье ребенка. В мультфильме образ героя и сюжет задан однозначно, а при прочтении книги можно поразмышлять о том, что «хорошо» и «плохо». Но главным в совместном чтении является то, что оно позволяет протянуть ниточку от одного поколения к другому: через книгу и её героев, обсуждая прочитанное, родителю легче донести до ребенка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов услышать в повседневной жизни. Поэтому, «общение» с книгой просто необходимо для благополучного развития ребенка, для формирования его нравственных ценностей.
И родителям, которые хотят, чтобы семейное чтение стало доброй традицией, следует принять во внимание следующие важные моменты:
o 1. Учитывайте психофизические особенности детей каждой возрастной группы.
Как бы вы не любили сказку "Волшебник изумрудного города" или "Незнайка на луне", не стоит приобретать ее для двух- или трехлетки. Он еще не готов воспринять такие замысловатые рассказы, и книга просто не вызовет у него интереса. Малыша заинтересуют известные ему люди, животные и события, поскольку в этом возрасте чтение в первую очередь способствует запоминанию различных предметов, а заодно учит сопоставлять ситуации. К четырем годам объем знаний и словарный запас ребенка уже достаточно широк, но лучше, если персонажи и предметы, задействованные в сказках, будут всё ещё близки к реальной жизни.
Что касается пяти- и шестилетних, то здесь уже можно разгуляться: подберите хорошие детские книги - пусть они будут как можно более разнообразны по жанру, стилю и сюжетам. В этом возрасте у детей уже достаточно опыта и знаний, чтобы представить себе события, никогда ранее не происходившие с ними в жизни, и героев, которых они никогда не видели.
o 2. Старайтесь всегда читать малышу выразительно.
Не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее, и прочее. Старания все равно не останутся неоцененными - ведь для ребенка главное, что читает вместе с ним мама или близкий для него человек, - малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми Вы хотели с ним поделиться. Читайте, так как у вас получается.
o 3. Прививайте ребенку бережное отношение к книге.
Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к ним. По крайней мере, книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", и рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же её следует только тогда, когда ребенок будет эмоционально готов к этому.
o 4. Не читайте вместе с ребенком наспех.
Превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.
o 5. Никогда не принуждайте ребенка к чтению, чтобы не отбить у него желание читать.
И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите его (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.
Таким образом, хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители смогут не только помочь ему стать более усидчивым, но и найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.