Валентина Петрова
ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Шкатулка со сказками»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Шкатулка со сказками».
Программное содержание:
• Познакомить детей с культом животных в народной культуре;
• Закрепить знания детей о русских народных сказках о животных;
• Вызывать у детей интерес к познанию окружающего мира;
• Активизировать речь детей прилагательными, характеризующими животных;
• Воспитывать уважение к прошлому нашего народа.
Обогащение словаря: золоторогий олень, братья меньшие, оберег, амулет, предки.
Публикация «ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Шкатулка со сказками“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа:
• Беседа по теме «Дикие животные»;
• Чтение русской народной сказки «Свинка Золотая Щетинка, Утка Золотые Перышки, Золоторогий Олень и Золотогривый Конь»;
• Рассматривание иллюстраций к Русским народным сказкам художников – иллюстраторов: Е. Рачёва, Л. Токмакова, В. Лебедева, В. Чижикова;
• Разучивание игры: «Дети и медведица».
Используемый материал: «Волшебная» палочка, фланелеграф с плоскостным изображением дерева, карточки с изображением животных (лося, белки, лисы, медведя, шкатулка, карточки с изображением иллюстраций к русским народным сказкам о животных художников иллюстраторов: Е. Рачёва, Л. Токмакова, В. Лебедева, В. Чижикова.
Ход занятия.
1. Игра «Волшебная палочка».
У воспитателя в руках «волшебная палочка». Кого она заденет, тот должен назвать любого дикого животного и прилагательное, которое характеризует это животное. (Серый волк, злой волк, косоглазый заяц, гордый олень и т. д)
2. Дидактическое упражнение «В лесной глуши».
На фланелеграфе закреплено плоскостное изображение дуба, из-за которого видны части тел диких животных (рога- лося, беличий хвост, медвежье туловище, голова лисы).
Воспитатель: В лесной глуши спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно, кто прячется за дубом. Расскажите, что вы видите. Составьте предложение со словом «значит». Дети составляют предложения. ( Например: Я вижу лосиные рога, значит, за деревом прячется лось. Воспитатель достаёт изображение лося. По такому принципу дети придумывают предложения с остальными животными.) Молодцы, вы угадали, кто спрятался в лесной глуши.
3. Рассказ воспитателя :
В наших лесах живёт много разных животных – злобных, трусливых, трудолюбивых и неугомонных. Мы их называем, братья наши меньшие, т. к. все мы живём на одной планете. С давних времён многих животных считали священными, тотемными, т. е. предками какой - либо деревни, рода. Знания о животных тесно переплетались с вымыслом, разными суевериями. Облик животных находит свое выражение в обрядах. Люди наряжались в животных. Животные были героями в играх, приметах, заговорах, закличках, поговорках, загадках. В русской речи наш народ постоянно употребляет сравнения, относящиеся к животному мир. Говорят: "Трусливый, как заяц", "Неуклюжий, как медведь", "Хитрая, как лиса". Однако люди считали, что их предки-животные никогда их не обидят, а защитят в трудную минуту. Люди носили предметы-обереги. Так люди рода Волка считали, что когти, шерсть волка, помогут им в охоте. А череп медведя защитит род от всяких несчастий, болезней. С глубокой древности, чтобы оберечь семью и дом наносили изображение разных животных на одежду, украшение дома, домашнюю утварь.
4. Физкультминутка: Игра «Дети и медведица».
Выбирается ведущий – «медведица».
Дети в лес пошли гулять, Дети двигаются свободно по группе
Стали бегать и плясать Бегают и пляшут
Ногами топать, Топают.
Руками хлопать. Хлопают.
А в лесу медведица спит, под кусточком сладко храпит. Дети останавливаются и замирают.
Только шум она услыхала,
Вмиг проснулась и закричала. «Медведица» просыпается и ходит вокруг детей, кто пошевелится того забирает «под кусток».
Медведица: Это кто здесь спать мне мешает? Кто в лесу так громко гуляет?
Я того сейчас поймаю, зарычу и напугаю.
5. Работа с карточками.
Много сказок придумывал русский народ о животных, которые дошли до наших дней. У меня в шкатулке тоже хранились сказки, но я их нечаянно рассыпала, помогите мне их собрать. Дети рассматривают карточки и размещают их по своим сказкам, согласно развития действия.
Вопросы к детям:
• Как называется ваша сказка?
• Кто главный герой?
• О чём говорится в этой сказке?
6. Игра «Покажи правильно».
Воспитатель предлагает детям вместо словесного ответа на вопрос показать карточку.
• Кто пел песню «Битый небитого везёт!» (лиса);
• Какой герой был виноват в том, что рухнул дом? (медведь);
• Самый трусливый и хвастливый герой русских народных сказок? (заяц);
• Какой герой пошёл на рыбалку, да остался без хвоста? (волк);
• В какой сказке животные жили дружно в одном доме?
(теремок);
• Какая птица обманула хитрую лису? (тетерев).
Итог: Сегодня на занятии мы говорили с вами о животных наших лесов. Узнали, что в древности, на Руси животных считали защитниками людей. Вспомнили русские народные сказки о животных. После занятия вы можете нарисовать любое животное, которое вам понравилось.