Светлана Платунова
Нравственное воспитание как основа развития патриотического воспитания у детей с ОВЗ в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Что такое нравственное воспитание? На этот вопрос можно долго рассуждать. Но с уверенностью можно заявить, о том, что тема «Нравственное воспитание как предпосылки развития патриотического воспитания у детей с ОВЗ» актуальна для всех времен. А для XXI века является очень важной, а в некоторых случаях становится первостепенной как воспитание чувства любви к прекрасному, экологического отношения к природе, а главное, патриотизма. В этом направлении проблемным полем является социализация человека.
Публикация «Нравственное воспитание как основа развития патриотического воспитания у детей с ОВЗ в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Анализ многочисленных концепций показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой и в понимании роли самого человека в процессе становления здоровой личности (нравственное воспитание, духовное воспитание, патриотическое воспитание). Первый подход предполагает пассивную позицию человека. Второй подход предполагает, что человек активно участвует в становлении личности, и не только адаптируется в развитом обществе, но и влияет на жизненные обстоятельства и на самого себя. Сущность воспитания согласно второму подходу состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление есть адаптация, предполагающая согласование требований среды по отношению к человеку с его установками и его поведением. Особенно остро стоит вопрос о патриотическом воспитании у детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс осуществляется широким набором универсальных средств, из которых является нравственное воспитание. В этом случае воспитание – это специальный, особым образом организованный процесс передачи старшим поколением младшему и усвоение последним общественно – исторического опыта. Воспитывать человека жить в гармонии с собой и обществом, уважительно относится к Родине, нужно начинать с раннего возраста. Работа должна исходить из семьи, основываясь на личном примере взрослых членов семьи «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому…».
Всю деятельность по патриотическому воспитанию нужно строить на тесном взаимодействии с родителями воспитанников : анкетирование, выполнение творческих работ, викторины и развлечения, создание развивающей среды.
Обязательное условие всей работы – учет ведущего вида деятельности дошкольника, а это – игровая деятельность. Не секрет, что в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отражаемых явлений не заданы заранее взрослыми, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отражаемых событий (водитель ведёт машину, машинист -паровоз).
От правильно разработанных сюжетно-ролевых игр зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание.
Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.
Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину.
К каждому ребенку индивидуальный подход.
По каждому разделу работы для ребенка очень важно иметь осязаемый (видимый, ощущаемый) результат своего труда. Только проводя эту работу в системе можно добиться ожидаемых, прогнозируемых результатов, которые не всегда видны сразу.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно- нравственного совершенствования человека.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Педагог-воспитатель может и обязан помочь ребенку пройти этот путь морально- нравственного и социального развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особой организации образовательного процесса. Формирование патриотического сознания, способов грамотного поведения в обществе с целью нравственной социализации имеют общие задачи и выделяют частные:
Формирование патриотических понятий;
Формирование патриотических суждений;
Формирование патриотических навыков и убеждений.
Патриотическое воспитание происходит на основе сущности нравственных представлений и явлений, и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Патриотическое воспитание – это часть нравственного воспитания. Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в патриотическом воспитании. Это полноправные члены общества и обладают потребностями к приобщению к культуре, разнообразным формам образования и труда.
Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад в окружающую их действительность. Их поведение должно соответствовать всем моральным, этическим и правовым нормам.
Одной из задач патриотического воспитания является формирование у детей представления о человеке не как о хозяине, а как о части жизни, существующей на сегодняшний день. Необходимо искоренять потребительское отношение человека к обществу. Все, что есть в окружающей среде, служит какой-либо цели. Этому способствуют и многие произведения, и мультипликационные фильмы. Во многих из них хищники изображены злыми и желающими съесть «хороших» зайчиков, поросяток и т. д. Поэтому многие дети убеждены, что хищники – это плохо и такие звери вообще не нужны в природе, а значит и в жизни. Однако, с точки зрения экологии, в природе нет хороших или плохих животных. Каждое растение, каждый живой организм выполняет важную задачу, играет свою роль в природе. Лес без хищников не был бы уравновешенной экосистемой. Важно показать взаимосвязь животного и растительного мира: кролик ест морковку, курица клюет зерна, корова кушает траву. Это их еда, и ни одно животное не должно голодать. Следовательно, одной из важных задач нравственного воспитания является выработка одинаково бережного отношения Родине, природе, людям независимо от того, нравятся они нам или нет.
Детский сад не находится в стороне от нравственного и патриотического воспитания. Каждый воспитатель, проводивший любое занятие, понимает значение патриотического и нравственного воспитания. Освоение общественно – исторического опыта, в том числе, патриотической направленности у детей с ОВЗ наиболее эффективно осуществляется на занятиях с практической направленностью.
В нашем детском саду применяются различные методы и технологии по патриотическому воспитанию. В детском саду проводятся мероприятия, направленные на патриотическое воспитание.
Положительное влияние оказывает художественная литература. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.
Применение дидактических игр дают свой результат. Дети научаются назвать свой домашний адрес, фамилию, профессии и т. д.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, мы воспитываем положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Ведь только «тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него, найдутся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)
Для решения проблемы патриотического воспитания у детей с ОВЗ недостаточного эпизодического включения. Необходим комплекс мероприятий и условий их реализации. Нравственное воспитание является предпосылками развития патриотического воспитания у детей с ОВЗ. Мнение о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в патриотическом воспитании, является ошибочным. Дети с ОВЗ – это полноправные члены общества. Они обладают потребностями к приобщению к разнообразным формам образования и труда, в том числе и к культуре.
Нравственное воспитание идет рука об руку с патриотическим воспитанием, так, как нравственный опыт – значимая часть исторического опыта, которая усваивается в процессе патриотического воспитания. А нравственное воспитание – это здоровый образ жизни, морально устойчивый, уравновешенный человек, здоровый внешне и внутри. Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад в окружающую их действительность и внести посильную помощь и достойный вклад в процветание своей малой Родины.
В. А. Сухомлинский писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием