Лилия Пшеничных
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников»
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», - писал наш великий соотечественник Н. А. Добролюбов.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда складываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Консультация „Нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятия жизни : свою любовь к природе, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. Личный пример родителей и воспитателей производят на ребенка большое впечатление. Ребенок уверен в том, что его папа и мама, любимая воспитательница – самые хорошие, самые красивые и справедливые люди. Он верит в это, и всё, что делают его родители, и педагоги он считает важным и необходимым, мечтает стать таким, как они. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Пожалуй, эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие с взрослыми на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Говоря о воспитании нельзя сказать о огромном значении художественной литературы в развитии личности ребенка. Книга – могучее средство воспитании : живыми, впечатляющими образами, воздействует она на ум и чувства ребенка, заставляет проникнуться симпатией положительным героем, ненавидеть злых, глупых, завистливых и жадных. Ребенок с героем литературного произведения «путешествует» по просторам нашей Родины по далеким странам, знакомится с их природой, узнает о жизни разных народов. Книжка заставляет ребенка размышлять, переживать и радоваться вместе с героями произведения. Ребенок стремится подражать любимым героям: доброму дяде Степе, смелому пожарному Кузьме.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в жизни дошкольников занимает игра. Она является для него источником радости, познания окружающей жизни. От игры он получает много впечатлений, радости, знакомят его с жизнью нашего общества. Игра для детей – это учеба, труд, серьезная форма воспитания. В играх дети отражают труд и быт, и новые отношения людей, характерные для нашей эпохи. Игра имеет большое значение в воспитании ребенка, его характера, чувств, первых общественных отношений. Старшие дети в своих играх часто изображают те события тех людей, которых они никогда не видели, но о которых им читали или рассказывали взрослые. Они берут на себя роли космонавтов, доктора Айболита (К. Чуковского). Иногда дети играют в сказки, сами изображают зверей, и другие сказочные персонажи, и вводят в игру кукол, и говорят за них. И мальчики, и девочки, любят изображать людей различных профессий. В игре формируется личность ребенка, легко увидеть хороший ли он товарищ, умеет ли играть с другими людьми, если нужно уступит игрушку. В игре воспитывается моральные качества ребенка, черты характера, его поведение, воля, настойчивость, смелость, умение согласовывать свои интересы с интересами других. Таким образом, происходит не только психическое и физическое развитие ребенка, но и формируется личность с его отношением к обществу.
Если родители откликаются на событие происходящие в стране, сами принимают участие в общественной жизни, то и их дети проникаются духом современности, интересуются общественными событиями. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать на заводе, помогать тому, кому нужна твоя помощь: отстающему товарищу, родителям по дому и т. д. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.
Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят. Когда деньги и другие блага выходят на первый план, о патриотизме почему-то забывают. Мы понимаем, что это происходит потому, что целое поколение современной молодежи выросло в очень сложный для страны период, когда рушились привычные стереотипы, изменялось отношение к морально-нравственным ценностям, активизировались проявления агрессии и жестокости, наживы любыми средствами, вследствие чего патриотизм стал перерождаться в национализм и преступность. Это были так называемые «ростки свободы»
Каждый молодой человек стоит у истоков своего жизненного пути, но нельзя идти вперед, не оценивая прошлого, пережитого и выстраданного предыдущими поколениями. Большинство подростков выбирают себе в качестве образца для подражания героев предшествующих поколений. Но для этого надо обогатить молодежь знанием примеров героизма, отваги и мужества, то есть надо помочь им найти тот образ героя, который может увлечь и повести за собой. В данное время это особенно актуально. Сейчас по ТВ на детей обрушивается град различных фильмов-боевиков, где герои – криминальные элементы, которые убивают, насилуют, грабят ради богатства, ради власти над людьми, ради мирового господства, или богатые олигархи, прожигающие жизнь за границей. Эти «герои» не имеют ничего общего с теми, кто жертвовал своей жизнью ради спасения и благополучия свой родины. Поэтому знание истории России, обращение к ее героям во все времена необходимо в каждой семье. Время неумолимо. Бегут года. И все меньше остается в живых свидетелей тех горьких и великих лет. Поэтому сейчас крайне важно донести до подрастающего поколения «эту, взятую боем, нелегкую правду солдат», ибо без преемственности, без знания истории своей Родины немыслимо воспитание подлинного гражданина. Неотъемлемыми в работе по патриотическому воспитанию стали уроки мужества. Центральное направление военно-патриотической работы - несение Вахты Памяти у Вечного огня. Назначение в Почетный караул воспринимается обучающимися как великая честь и большое доверие. Они гордятся этим и соревнуются за право нести Вахту Памяти. На этом празднике встречаются четыре поколения - от дедов до правнуков. Здесь просматривается связь времен, поколений. Здесь передаются традиции, передается историческая память, формируется сознание гражданина-патриота, причастного к судьбам своей страны, ответственного за ее будущее.
Защита отечества – это священный долг каждого гражданина. Задача школы и семьи – воспитать своего сына и ученика так, чтобы он с желанием шел на военную службу в армию, чтобы понимал свою ответственность перед родиной и мог при необходимости стать с оружием в руках на ее защиту.
Список литературы:
1. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания А. К. Быков //
Педагогика. – 2006. – № 2.
2. Гаврилюк, В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание
молодежи В. В. Гаврилюк, В. В. Маленков // Социс. – 2007. – № 4.
3. Лесняк, В. И. Патриотическое воспитание : проблемы и пути их
решения [Текст] / В. И. Лесняк // Педагогика. – 2006. – № 5.
4. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня
[Текст] / В. И. Лутовинов // Педагогика. – 2006. – № 5