Алла Голубева
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Раннее обучение детей в дошкольных учреждениях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередь познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление). Нравственному воспитанию из-за недостатка режимного времени в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания. В результате дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе.
Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление и эмоционально-волевые процессы.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Специально организованная игровая деятельность способствует совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивает нравственные мотивы поведения.
Существует множество разнообразной развивающей литературы по развитию нравственно-духовной сферы дошкольников.
Одним из них является практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет», автор Г. Н. Жучкова (занятия с элементами психогимнастики).
В данном пособии предлагаются конспекты 20 занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4-7 лет). Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми.
Разнообразные подвижные игры, психогимнастические этюды и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов.
Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.
Занятия проводятся один раз в неделю. Актуальные темы могут отрабатываться в течение двух, трех недель.
Каждое занятие включает:
1. психогимнастические этюды и упражнения (развитие мимики, жестов, пантомимики, интонации);
2. игру-сказку (разыгрывание предложенных сюжетов);
3. беседу о сказке (анализ поступков героев, нахождение творческих решений);
4. подвижную игру (развитие активности, общей моторики, умения действовать по правилам);
5. релаксацию (успокоение, расслабление детей).
Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Этому способствует и умело подобранная музыка. В начале работы используются короткие рассказы и сказки, героями которых являются животные. Далее материал усложняется-детям предлагаются продолжительные игры-сказки, вводятся новые действующие лица: дети, взрослые, сказочные персонажи и природные объекты (огонь, вода и пр.).
На заключительном занятии детей знакомят с некоторыми правилами, формируют позитивный образ мира, города в котором они будут учиться и школы или гимназии.