Ольга Антипова
Нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Личностное становление ребёнка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребёнка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь с взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его активная деятельность становится ещё эффективней при активном взаимодействии с родителями.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
На рубеже раннего и дошкольного детства совместная с взрослыми деятельность распадается, у ребёнка появляются собственные желания, тенденции к самостоятельной деятельности, формируются отношения со сверстниками, которые строятся уже на основе приобретённого опыта поведения.
Каждый возрастной период развития дошкольника имеет свои особенности. Нравственное развитие тесно связано с различными психическими процессами. Так, в раннем возрасте (второй год жизни) доминирует восприятие, с чем связана непосредственность в поведении ребёнка. Позднее (к трём годам) доминирующее значение приобретает память как основа накопления и сохранения личного опыта. Затем на первый
план постепенно выступает мышление, обуславливающее обобщение факторов нравственного содержания.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определё нных педагогических условий:
- четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
- гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребёнка, его состояния, мотивы поступков;
- создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.
Роль взрослого в нравственном развитии дошкольника очень велика. Отношение «воспитатель – ребёнок» воспринимается и переживается детьми со знаком плюс или минус. От этого зависит комфорт ребёнка, его настроение, восприятие окружающего. С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нужно», «нельзя»; «хорошо» - «плохо», «добро» - «зло».
Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице.
Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.
Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
- гуманности;
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности;
- коллективизма.
Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.