МААМ-картинки

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ТНР в дошкольной образовательной организации

Наталья Качан
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ТНР в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является в нашей стране, да, пожалуй, и во всём мире, одной из наиболее важных общественно-государственных проблем. Об актуальности нравственного воспитания в обществе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, потеря семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и другие.

Публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ТНР в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Проблему нравственного воспитания необходимо решать ещё в дошкольном возрасте, как наиболее эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «открыты сердца для добра». Назначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, сколько в становлении эмоциональной сферы и моральных ценностей. Основы нравственного воспитания, сформированные в дошкольном возрасте, определяют дальнейшую жизнь ребенка. Воспитание детей должно сегодня опираться на определенную систему ориентиров, духовных ценностей, в которые входят моральные, гражданские, национальные, семейные ценности. Таким образом, дошкольное образование как первая ступень в целостной системе образования выступает основой целенаправленного и всестороннего развития личности. Мы задались вопросом: почему такая всеобщая проблема остаётся актуальной на протяжении долгого времени?

Дошкольный возраст – важный этап становления нравственного облика ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственного воспитания, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие личности, на что указывали выдающиеся представители педагогики прошлого (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский и др.) [1; 5]. От того, как будет проходить нравственное воспитание дошкольника, какие нравственные качества в нем будут заложены в дошкольном возрасте, во многом зависит его деятельность в более отдаленном будущем, когда он станет взрослым человеком, полноценным членом нашего общества. Наиболее благоприятным периодом для становления данных качеств является старший дошкольный возраст.

Нравственное воспитание – это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств. К ним относятся ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм, устойчивость научного мировоззрения и т. д. 4.

Нравственное воспитание ребенка включает в себя формирование и развитие таких компонентов, как:

- общечеловеческие ценности – приобретенные предыдущим поколением нравственное достояние, что является основой поведения и жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом;

- национальные ценности – это исторически обусловленные и созданные народом взгляды, идеалы, традиции, обычаи, обряды, основанные на общечеловеческих ценностях, но отличающиеся национальными проявлениями и являющимися основой социальной деятельности людей определенной этнической группы;

- гражданские ценности – это ценности, которые проявляются в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы, дисциплинированности, уважении к другим, в гармоничном сочетании патриотических, национальных и межнациональных чувств;

- семейные ценности – это ценности, которые являются основными в отношениях в семье, проявляющихся в уважении к членам семьи, к старшим, упоминаниях о предках, заботе о семье.

Процесс нравственного воспитания личности ребенка будет проходить успешно, если:

- будет достигнуто единство в воспитании, которое осуществляется детским садом и семьей, обеспечивается определенная системность в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста, сочетании всех четырех компонентов в единое целое;

- в качестве содержания процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации в воспитании ребенка выступает привлечение родителей в творческой совместной деятельности с педагогами и детьми, включение ребенка в игровую, творческую, познавательную эмоционально окрашенную деятельность, направленную на становление нравственной сферы ребёнка дошкольника;

- педагогизация воспитательного процесса в семье и психолого-педагогическое сопровождение;

- нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;

- успешность нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста предусматривает создание таких условий: обогащение социальных связей детей, осуществление социально-правовой и психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, повышение компетентности воспитателей и формирования умений рефлексии и общения с родителями детей. Важно помнить, что воспитание зависит от примера, как со стороны родителей, так и детских заведений, поэтому нужно, чтобы все вышеупомянутые ценности были развиты у родителей и воспитателей на высоком уровне [2].

Работа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ТНР в ДОО может осуществляться в разных направлениях (с детьми и взрослыми, при различных формах организации (групповой, подгрупповой и индивидуальной).

Нравственное воспитание, как и любое направление воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР в ДОО предусматривает использование системы приемов, способов, операций познания особенностей их мироощущения, мышления, поведения и целенаправленного воздействия на них. В этом дошкольная педагогика имеет в своем арсенале универсальные и специфические методы. Используют их в ДОО в зависимости от конкретной педагогической ситуации: возраста, уровня развития детей, особенностей социума, в которых растет и воспитывается ребенок тому подобное.

Таким образом, формами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ТНР в ДОО являются: занятия, игры, беседы, экскурсии, викторины, чтение художественной литературы.

Методы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ТНР в ДОО – это методы формирования нравственного поведения, методы формирования нравственного сознания и методы стимулирования нравственных чувств и мотивов поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учеб. пособие для вузов / Ю. К. Бабанский. – Москва : Просвещение, 1983. – 248 с.

2. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учеб. пособие / Л. А. Григорович. – Москва : Гардарики, 2003. – 287 с.

3. Козлова, С. Л. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. 4-е изд. / С. Л. Козлова. – Москва : Академия, 2002. – 415 с.

4. Трошин, П. Л. Нравственное воспитание : понятие, сущность, задачи / П. Л. Трошин // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 884-887. – URL : https://moluch.ru/archive/112/28290/ (дата обращения : 13.12.2019).

5. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 10 т. Т. IX / К. Д. Ушинский. – Москва : Академия педагогических наук РСФСР, 1950. – 627 с.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ТНР в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 19 марта 2020 в 19:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ТНР в дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Качан (УИ 4450) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД