Татьяна Медведкова
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с русскими народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с русскими народными сказками.
«Сказка - символ единства народов».
Русский лингвист, исследователь сказок В. Я. Пропп
Публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с русскими народными сказками» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы нравственного поведения и отношения. Одновременно это очень благоприятно для формирования морального облика ребенка, особенности которого часто проявляются в течение всей последующей жизни.
На этом этапе закладывается фундамент для приобретения любых социальных навыков и знаний в будущем и формируется общий характер поведения, когда ребенок входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные морально-нравственных требования и обучает их реализации. В этот период происходит формирование дружеских отношений между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Данная проблема является очень актуальной для современных детей. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читать сокращенные;
Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются;
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой.
«Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического.
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие "правды от кривды".
И. А. Ильин
Проблема ещё состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.
Сказки помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников.
В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Ценность в воспитании нравственных качеств у детей представляют сказки великого русского поэта А. С. Пушкина. Сказки для детей, написанные поэтом, одно из мощных средств воспитания нравственных качеств. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его сказок всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка.
В ходе работы со сказкой, следует использовать различные формы педагогического взаимодействия: рассказывание тематических (наполненных нравственным, поучительным содержанием) сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
При работе со сказкой можно выделить несколько этапов:
- Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки, чему та или иная сказка учить.
Например:
сказка «Зимовье» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
Наказ слушаться родителей, старших, будь добрым и смелым звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»;
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»;
хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк»;
Трудолюбие и доброта в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», «Красная Шапочка «Золушка»);
Честность, справедливость, мудрость восхваляется («Мужик и медведь», "Лиса и козел");
Осуждается жадность и поощряется щедрость «Два жадных медвежонка», смелость восхваляется «Тараканище», «Жихарка».
Подведение итога такой деятельности состоит в том, что дети приходят к следующим умозаключениям:
«Нельзя обижать других»;
«Нужно вежливо разговаривать друг с другом»;
«Надо заботиться друг о друге»;
«Надо играть дружно, не ссориться»;
«Не хорошо жадничать».
Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. При подготовке инсценировки сказки дети самостоятельно могут выбирать детей на роль героев сказки, разучивание ролей и подготовку костюмов следует проводить совместно с детьми, это дополнительно стимулирует интерес к сказке. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложится в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные. Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, я сделала вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сказка имеет большое влияние на детей, а также является очень действенным инструментом в воспитании нравственных качеств старших дошкольников.