Светлана Крашакова
Нравственное воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание детей
Направления нравственного развития дошкольников
Определение 1
Нравственное развитие – это формирование у человека основных нравственных свойств, осмысленного восприятия собственной личности и ее места в социальной среде, понимания своего предназначения и потребности в непрерывном совершенствовании своей личности.
Нравственное развитие осуществляется в ходе нравственного воспитания.
Публикация «Нравственное воспитание детей» размещена в разделах
Нравственное воспитание – это усвоение индивидом основ нравственности, выработка нравственных ориентиров поведения, усвоение основ морального функционирования общества и привычек поведения, присущих ему.
Нравственное воспитание основывается на моральных нормах и принципах социального поведения. Оно отражает преемственность поколений и передачу социального опыта.
Рисунок 1. Нравственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если моральные нормы являются категорией социальной т. е. они отражают требования общества к поведению отдельной личности, соблюдению ею норм социального взаимодействия, то нравственность является категорией внутренней т. е. она является внутренним регулятором поведения личности. От того, насколько развит данный регулятор, зависит моральное поведение личности в социальной среде и ее общее развитие.
Нравственное воспитание начинается с раннего возраста ребенка. Это актуально потому, что сформированные привычки поведения в дошкольном возрасте, становятся устойчивыми основами поведения человека на протяжении всей его жизнедеятельности.
Нравственное воспитание дошкольников нацелено на формирование самобытной личности, обладающей навыками социального взаимодействия и самоконтроля поведения. Ребенок должен научится контролировать свои действия и поступки, выражать мнения, учитывать потребности и интересы другого человека, выработать адекватную самооценку и выражать свое мнение и свои взгляды, а также конструктивно отстаивать свои интересы в обществе.
Нравственное развитие дошкольника ориентировано на формирование его нравственного облика. Основными направлениями нравственного развития дошкольника являются:
Формирование личностных свойств воспитанника. Необходимо создать условия для раскрытия природных задатков личности и раскрытие ее потенциала.
Моральное развитие личности. Здесь происходит формирование морального опыта жизнедеятельности дошкольника, освоение им опыта социального поведения и взаимодействия.
Выработка адекватного отношения к окружающим: уважения чужого мнения и точки зрения, принятия чужой точки зрения, отличной от своей, в качестве верной, равноправия и равнозначности всех участников социальной сферы деятельности.
Патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование гражданских качеств личности: любовь к Родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, осознание своей принадлежности к конкретной культуре.
Усвоение этических норм поведения. Они отражают ценности социальной среды и правила поведения в обществе, являющиеся негласными. Они основаны на соотношении интересов личности и общества.
В дошкольном возрасте происходит выработка основ моральных суждений и оценок. Ребенок осмысливает их и учится применению в практической деятельности. Чтобы поведение ребенка формировалось на основе его обусловленности нравственными нормами, требуется организация системы нравственного воспитания, которая учитывает возрастные особенности развития дошкольников и ориентируется на социальное становление личности воспитанника и его всесторонне гуманистическое развитие.
Задачи нравственного воспитания дошкольников
Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на выработку у них нравственных чувств, представлений и ориентиров социальной деятельности, а также привычек поведения и мотивов социальной деятельности.
Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на решение двух групп задач:
Задачи по разработке механизма нравственного развития ребенка. Эта группа задач является постоянной и устойчивой. Механизм нравственного развития связан с выбором форм, методов и технологий организации воспитательной деятельности, ориентированных на выработку у воспитанников нравственных идеалов, которые соответствуют конкретному этапу социально-экономического развития общества.
Задачи по формированию у личности определенных качеств, социальных навыков. Эти задачи отражают необходимость достижения определенного уровня развития общества и удовлетворение его потребностей. На каждом историческом этапе развития общества, ему требуются люди, наделенные определенными качествами. Поэтому, задачи данной группы меняются в соответствии с динамикой развития социальной среды.
Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на:
Воспитание основ культурного поведения и культурного взаимодействия в социальной среде;
Воспитание навыков коллективного взаимодействия;
Воспитание основ гуманизма и гуманных качеств личности;
Воспитание трудолюбия;
Воспитания патриотических качеств.
Методы нравственного воспитания дошкольников
В основу эффективности нравственного воспитания дошкольников закладывается принцип единой направленности воспитания в ДОУ и в семье. Это требуется для построения единого воспитательного маршрута и выбора адекватных форм воспитательного воздействия.
К основным методам нравственного воспитания относятся :
Творческие методы развития нравственности. Они связаны с использование в воспитательном процессе художественных средств: искусство, литература, музыка. Они пробуждают чувства и эмоции ребенка.
Знакомство с природой. Природа является основой мироздания. Она отражает всю красоту, гармонию и разнообразие мира. В ходе этого знакомства, дошкольники познают основы взаимодействия живых существ на Земле, вырабатывают гуманное отношение к природе и ее объектам.
Деятельностный подход в воспитании. Он основан на привлечении ребенка к разным видам и направлениям деятельности, которые помогают в постижении основ нравственности.
Создание предметно-развивающего пространства. Среда, в которой реализуется воспитательный процесс, должна способствовать раскрытию потенциальных возможностей ребенка, реализовывать его творческую деятельность.