Елена Иванова
Нравственное воспитание посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание через сказку
Развить в ребёнке личность мудрую, самостоятельную, творческую насильно нельзя, можно только содействовать ребёнку в выработке определённых качеств и идеалов.
Как известно, ребёнок по-другому воспринимает окружающий мир. Он не сразу овладевает навыками и умениями взрослых, а лишь через общение перенимает не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и умение вести себя в обществе.
Темочки:
Ребёнок адаптируется в обществе, овладевает нормами жизни путём проб и ошибок. Так он познаёт окружающий мир, находя в нём своё место. Этот процесс происходит на протяжении всего периода детства.
Главным помощником в этом процессе, конечно, является взрослый, так как он выступает в качестве образца поведения. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достигнуть успеха в воспитании. В разговорах о своих родителях дети часто говорят: «Мой папа самый сильный» или «Моя мама самая добрая и ласковая».
Также средствами нравственного воспитания дошкольников является фольклор, устное народное творчество, сказки, изо, музыка, мультфильмы. Всё это можно объединить в группу художественных средств.
На практике можно увидеть, какое сильное впечатление на ребёнка производит чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
Наиболее распространённый вид устного народного творчества — это сказки. Они понятны ребёнку своими наглядными образами и конкретными представлениями. Герои обрисованы чётко, представляя собой живые фигуры. Ясная, несложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в происходящих конфликтах, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это и помогает понять идею сказки, чему она учит своих слушателей.
Сказка не даёт прямых наставлений («Слушай родителей», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.
Признак настоящей сказки — хороший конец. Это даёт ребёнку чувство психологической защищённости. Что бы ни происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Герои, прошедшие испытания, становятся сильнее и мудрее. Герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который прошёл все испытания, проявив свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!
Переживая сказку, дети учатся общаться, тонко чувствуя друг друга, выражать средства общения пластикой, мимикой. Учатся фантазировать.
Поэтому нам, взрослым, не надо забывать о нравственном воспитании ребёнка, о той атмосфере, в которой он живёт, чтобы жизнь ребёнка была пропитана доброжелательностью, любовью, а не жестокостью и безразличием.
Е. Иванова, д/с № 18