наталья дунаева
Нравственное развитие детей разновозрастной группы круглосуточного пребывания посредством чтения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное развитие детей разновозрастной группы круглосуточного пребывания посредством чтения художественной литературы
Дунаева Наталья Васильевна
воспитатель МДОУ «Детский сад
№7 «Теремок» г. Коряжма
В современном мире проблема сохранения интереса и любви к чтению художественной литературы сегодня очень актуальна. К сожалению, в век новых информационных технологий роль художественной литературы изменилась, желание читать стало падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают художественной литературе современные источники информации: видео продукцию, телевидение, компьютер, которые поглощают, завоевывают сознание и душу маленького человека. Техника (аудио, видео, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к художественной литературе. Мы это видим уже сегодня: низкий уровень развития речи, восприятия, воображения, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Публикация «Нравственное развитие детей разновозрастной группы круглосуточного пребывания посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития таких качеств как : человечность, гуманность, доброта, справедливость, чувство гражданственности. Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью художественного слова у детей формируются нравственные качества :
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применять полученные знания в общении с детьми, со старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.
Дети группы с круглосуточным пребыванием находятся в детском саду всю неделю, ночуют. В вечернее время с удовольствием слушают художественные произведения. Дети в группе разного возраста : с 2 до 7 лет. В связи с этим особое внимание направлено на отбор произведений и проведение бесед по прочитанному с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.
Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений детей в разновозрастной группе посредством чтения детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого, проявлять желание прочитать произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать рассказы, сказки, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного,, победе положительного героя, радоваться хорошей концовке.
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие :
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о нормах поведения в различных местах.
2. Развивать познавательные процессы: мышление, речь, память.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать, драматизировать народные сказки.
Использовала различные приемы работы с детьми:
Словесные: беседы, беседы – обсуждения, игры – беседы, рассказы, чтение художественной литературы, использование игровых ситуаций, игры - беседы с персонажами сказок, сочинение историй.
Наглядные: групповые выставки книг, рассматривание иллюстраций к произведениям.
Практические: игры – драматизации, игры – инсценировки, игры – забавы, подвижные игры, пальчиковые игры, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, моделирование и анализ заданных ситуаций, рисование.
Формы организации работы с детьми: индивидуальная работа с ребенком, коллективная работа, тематические занятия, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, физкультминутки, драматизация.
Методы ознакомления с художественной
1. Чтение воспитателя (или ребенка старшего возраста) по книге или наизусть.
2. Рассказ воспитателя.
3. Инсценировка (старшие дети показывают сказку младшим).
4. Заучивание наизусть.
5. Игры - драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игры - драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Систематическое чтение детям тщательно подобранных произведений, обсуждение с ними прочитанного, учит детей внимательнее относится друг к другу и взрослым. Дети стали добрее, терпимее, с желанием помогают младшим, заботятся о них.