Гулахмадова Наталья Владимировна
Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее развитие внутреннего мира ребёнка является залогом формирования здоровой личнoсти в будущем. Данный процесс напрямую зависит от реализации различных воспитательных задач, среди которых большую важность имеют те, которые касаются нравственного и эстетического характера. А такие два понятия как «этика» и «эстетика» имеют тесную взаимосвязь в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Публикация «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Данная связь обусловлена тем, что невозможно обучить pебёнка честности, доброте при отсутствии у него сформированного представления о красоте и истине, невозможно привить ему правдолюбие, защиту добрa при этом не взрастив в нём борьбу со злом и ложью, любовью к красоте природы и человеколюбию.
Формируя у воспитанников чувство прекрасного, взращивая в них начальные нравственные представления мы стремимся сформировать у детей личное отношение к тем или иным феноменам искусства и действительности. Как результат, у детей начинает формироваться нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру. В рамках данного процесса воспитанники переживают первоначальный эмоциональный опыт, который впоследствии позволит им выстраивать здоровые отношения с социумом и окружающими людьми. Происходит процесс становления способности к эмоциональному сопровождению своей жизнедеятельности, которая заключается в порицании плохого и любви к прекрасному. Усвоенные знания в процессе нравственно-эстетического воспитания можно наблюдать в улучшении культуры поведения, в возникновении новых «положительных» форм поведения в различных жизненных ситуациях, которые происходят в семье или детском саду.
Условием и средством нравственно-эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Важную роль в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников играет и личность педагога. Педагог сам должен являться примером нравственного поведения, быть личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции. Необходимо не только дать дошкольнику знания, но и воспитать в нём нравственную личность.
Общеизвестным является тот факт, что наиболее эффективное усвоение знаний происходит в процессе осуществления деятельности. Эстетическая деятельность является та, которая связанна с видами искусств, такими как театр (театральные игры, словесно-художественное творчество, музыкальная деятельность, изобразительная практическая деятельность.
Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности — потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.
Формы реализации эстетического воспитания детей могут иметь разные формы. Например, в рамках художественной деятельности процесс воспитания происходит в ходе занятий, самостоятельной деятельности, в организации и проведении праздничных мероприятий, в процессе художественной деятельности, в проведении экскурсий по объектам культуры и т. д.
Хочется отметить, что у детей дошкольного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на освоение практических приемов действия в той или иной области творческой деятельности. Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождается художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими. В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить.
Значительную роль в процессе нравственно-эстетического воспитания может сыграть музей. Посещение музея формирует первые навыки художественного восприятия изобразительного искусства в детском возрасте.
Все формы нравственно-эстетического воспитания достигают эффективности при создании условий, среди которых важное место занимают следующие:
- создание культурно-эстетической воспитательной среды, базирующейся на принципах, мотивированности, целостности, эмоциональной насыщенности;
- разработка и реализация разноуровневых образовательных программ, позволяющих включить воспитанника в ситуации нравственно-эстетического выбора на основе диалога, сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи.
Родители, разделяя интересы, увлечения и потребности ребенка, поддерживая его в творческой деятельности, тем самым укрепляют семейные связи, в которых позитивно развиваются детско-родительские отношения, что оказывает существенное влияние на духовность, нравственность и воспитанность ребёнка.