Анастасия Бакланова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Бакланова Анастасия Михайловна,
воспитатель МБДОУ №41 «Семицветик»,
Жеребятьева Анна Сергеевна,
воспитатель МБДОУ №41 «Семицветик»,
Нравственно-пратриотическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Воспитание человека-патриота является одной из основных задач дошкольного учреждения. Любовь к родной природе, гордость за свою страну, желание сохранять и обогатить своею страну- из этих маленьких кусков и складывается патриотизм.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотические чувства и любовь к Родине закладываются у ребенка с самого рождения: с любви к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. А любовь к Родине начинается с восхищения тем, что малыш впервые видит перед собой, чему он радуется. И хотя многие впечатления ребенок не понимает, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка, как патриота.
С самого рождения ребенок знакомится с литературой : вначале это сказки, которые читает мама, потом, по мере взросления ребенка, он знакомится с другими типами художественного слова. В семье и в ДОУ художественная литература представляет большую ценность для воспитания нравственных и патриотических чувств у детей.
Воспитывать детей патриотов необходимо на основе произведений лучших русских авторов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Л. Н. Толстого. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности, учат детей добру, дружбе, взаимопомощи, трудолюбию.
Кроме знаменитых авторов и их произведений на патриотическое воспитание большое влияние оказывают и произведения устного народного творчества, которые не только рассказывают о традициях и обычаях, но и способствуют развитию чувства патриотизма.
К старшему дошкольному возрасту, дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, пользуются считалками, загадками, знают некоторые сказки. Русские народные сказки, полны чудес, противостояния добра и зла, не только развлекают и переносят детей в сказочный мир, но и закладывают основы нравственности.
Одним из отличных примеров для поднятия чувства патриотизма являются былины. Знакомятся дети с этим типом устного народного творчества в старшем дошкольном возрасте. Дети любят былины, любят их героев- богатырей. Мы стали замечать, что после прочтения былин, дети начинают интересоваться богатырями: рассматривают иллюстрации, изображают их в своей игре, просят еще больше рассказать о своих героях. Это и закладывает фундамент для формирования нравственных и патриотических чувств.
Богатыри для детей- это мужественные, сильные герои. В настоящее время богатыри тоже есть: полярники, путешественники, ученые, военные, космонавты. В этих профессиях дети видят проявление мужества и героизма, что вдохновляет детей, пробуждает в них желание овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.
В нашем городе родились такие писатели и поэты, как Ерошенко В. Я., Зубов А. М., Эрденко М. Г., и конечно мы читаем детям произведения авторов, рассказываем про их жизнь. Знакомство детей с произведениями этих авторов так же развивает у детей любовь и гордость за свой родной край.
Любовь и интерес к родной природе мы прививаем детям через рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – произведения этих авторов богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.
Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве защитников Родины, не жалевших себя в борьбе за свою Родину – являются высокохудожественным средством воспитания. А рассказы о детях и подростках во времена Великой Отечественной Войне, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; осознают жестокость и беспощадность войны, получают первые знания о равенстве всех национальностей.
Рассказы о столице России- отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь мы пользуемся сборниками рассказов "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва"и т. п. Такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал.
Но для яркого запоминания и усвоения произведений одного лишь устного знакомства с книгой недостаточно. В дошкольном возрасте у детей развито наглядно-образное мышление. Поэтому для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, мы используем наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки по теме и конечно инсценировки сказок.
Воспитательная сила художественной литературы формирует у детей образ героя, защитника своей Родины, воспитывает чувства гордости за историю страны. Примеры доблестных поступков любимых героев литературных произведений содействуют пониманию того, что все мужественные поступки совершаются из любви к Родине и своим близким, к своему народу, что и называется патриотизмом.
Литература.
1. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А., “Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста”, Москва “Просвещение” 1983г.
2. Хрестоматия по детской литературе Издательство Москва 1986г.
3. https://infourok.ru/nravstvennopatrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-chtenie-hudozhestvennuyu-literaturu-3008788.html
4. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=19143