Наталья Баландина
Нравственно-познавательный проект «Светлые праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
«Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни». В. В. ПУТИН
Нравственно-познавательный проект
«Светлые праздники»
Тип проекта : долгосрочный.
Срок реализации: 2016 – 2017 учебный год.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста и их родители, педагоги.
Публикация «Нравственно-познавательный проект „Светлые праздники“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Цель проекта : приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, посредствам организации православных праздников в ДОУ.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с православными праздниками (День Петра - Павла Рябинника, Покрова Пресвятой Богородицы, Филиппов день, Праздник Святителя Николая Чудотворца, Святки, день Луки Елландского, Масленица, ««Благовещение Пресвятой Богородицы», Пасха, их историей и традициями.
2. Познакомить детей с основными нравственными правилами, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.
3. Воспитывать любовь к ближнему, к своим родителям, детскому саду, своему родному городу, Отечеству.
4. Помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей, сохранение традиций православного семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.
Актуальность:
Одна из основных причин проблем современного общества тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни большинством людей. Очевидно, что духовно-нравственное здоровье подрастающего поколения под угрозой, поэтому откладывать духовное воспитание детей и подростков до позднего времени, это значит подвергать их крайней опасности. С поиском путей выхода из духовного кризиса в наше время происходит перемещение актуальных проблем педагогики в сферу нравственного потенциала педагогической деятельности, духовного развития личности.
Работа по духовно-нравственному воспитанию обусловлена тем, что в русской культуре определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни и конечно, православные праздники.
Задумывая проект «Светлые праздники» мы хотели показать его участникам, что православные праздники имеют свой особый смысл, они объединяют, греют нас светом Христовым и радостью жизни. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине. Мы считаем, что праздник - это повод ребёнку проявить себя, выразить внимание к другим людям, это яркая форма совместного отдыха взрослых и детей, объединенных общими действиями, переживаниями.
Этапы работы над проектом :
1 этап – организационный
1. Опрос родителей на тему «Ваше отношение к проведению православных праздников в ДОУ».
2. Составление плана реализации проекта.
3. Совместная с родителями воспитанников поисковая работа по подбору разнообразного (демонстрационного, игрового, познавательного, литературного, исторического) материала о православных днях и праздниках.
4. Подготовка цикла тематических бесед приуроченных к православным дням и праздникам.
5. Разработка сценариев развлечений, досугов и праздников «Святки», «Масленица», «Покровская ярмарка», «День Петра - Павла рябинники».
6. Оформление картотеки дидактических игр: «Собери колокол», «Великие праздники», «Согрей камень», «Назови ласково», «Красота Божьего мира», «Доброе слово другу» и др.
7. Оформление картотеки народных подвижных игр: «Узнай, чей голосок», «Ручеек», «Золотые ворота», «Карусель», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и др.
8. Разработка положения конкурса детского рисунка: «Как прекрасен этот мир».
9. Разработка конспекта непосредственно-образовательной деятельности с детьми и конспекта работы творческой мастерской с детьми и родителями «Изготовление традиционной куклы-оберега «Филипповка».
2 Этап – практический.
Дата проведения События Цель Краткое содержание
Сентябрь Музыкальное развлечение «День Петра - Павла рябинники». Познакомить детей с земледельческим календарным праздником Петра –Павла рябинники Исполнение песни «Я рябинушку ломала», хоровод «Рябинушка красавица», педагоги исполняли народную песню Пензенской области «Ой, рябина, раскудрявая», исполнение частушек, изготовление бус из рябины, в завершении развлечения детям устроили чаепитие с вареньем из ягод рябины.
Октябрь Покровская ярмарка – «Покров Пресвятой Богородицы». Познакомить детей с народным календарным праздником Покрова Пресвятой Богородицы, обычаями крестьян в день Покрова. Знакомство с понятием «ярмарка», исполнение песня-танец: «Во поле береза стояла», проведение игр «Игра в козла», «Порушка-Пораня» «Во кузнице», «Кумок, продай уголок», «Сложи поленницу». Дети знакомятся с такими ценностями, как доброта тепло семьи, честность и порядочность друзей, надежность, милосердие.
Ноябрь Творческая мастерская с детьми и родителями «Изготовление традиционной куклы-оберега «Филипповка». Знакомство с приёмами изготовления народной традиционной куклы Многоручки. Рассказ об истории куклы, изготовление куклы, составление рассказа о своей кукле, обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении.
Декабрь Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми 5-6 лет «День Святого Николая».
Познакомить детей с особенностями почитания русским народом Святителя Николая. Знакомство с образами святого у разных народов (Санта Клаус, прообраз русского Деда Мороза, рассматривание икон с его изображением, просмотр мультфильма, чтение стихов о Чудотворце, лепка пряников «николайчиков».
Январь «Святки» - совместная деятельность взрослых и детей.
Знакомить детей с народными праздниками, со старинными русскими традициями, воспитывать чувства коллективизма, дружбы, радости. Беседа о празднике, прослушивание колядной песни Псковской губернии «Ходили, гуляли колядовщики», инсценировка сказки «Заюшкина избушка», пение колядок, игры в старинные подвижные игры «Тарелка», «Снежинки», «Чет и нечет».
Февраль Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования «День Луки Елландского».
Познакомить с особенностями почитания нашим народом преподобного Луки Елландского.
Беседа о греческом монахе Луке; толкование пословиц о добре, знакомство с народными приметами; экспериментирование с луком.
Март «Масленица. Прощенное воскресенье» - музыкально – театрализованное развлечение. Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности, заложить в душах детей «семена» таких качеств, как умение прощать обиды, не быть злопамятными, уметь прощать и жить в согласии с собой и своей совестью.
Рассказ воспитателя о русском народном празднике «Масленица. Прощенное воскресенье», рассматривание иллюстраций по теме, заучивание стихов и песен. Изготовление атрибутов для проведения досуга; театрализованная игра «Селезень и утица», рисование по теме, применение нетрадиционных техник.
Апрель НОД по познавательному развитию с элементами оригами «Благовещение Пресвятой Богородицы». Познакомить детей с основными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы: о ее родителях, рождении, детстве. Рассказ воспитателя об истории праздника, «Благовещение Пресвятой Богородицы», знакомство с иконой этого праздника, изготовление птички в технике оригами, для украшения интерьера ДОУ.
Май 1. НОД по художественно – эстетическому развитию «Праздник Светлой Пасхи».
2. Выставка творческих работ «Пасхальное Солнышко». Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями. Упражнение в декорировании плоскостных яиц.
Создание поделок из нетрадиционных материалов по пасхальным мотивам. Беседа с детьми «Как в твоей семье празднуют Паху?». Декорирование плоскостных изображений яиц лентами, наклейками, пуговицами, украшение ими венка из веток берёзы.
Экскурсия на выставку.
3 Этап – заключительный.
Презентация проекта «Светлые праздники»
Презентация проекта была представлена в форме посиделок и проходила в музыкальном зале детского сада. Для детей и родителей была оформлена фотовыставка, выставка творческих работ по тематике запланированных событий, подготовлен слайд - фильм, разработан сценарий с беседами, играми, песнями, забавами, подобраны костюмы и разнообразные атрибуты.
Участники проекта делились опытом, впечатлениям от проектной деятельности, вспоминали наиболее понравившиеся события, играли в игры, обсуждали перспективу работы по духовно- нравственному воспитанию детей.
Итог проекта :
Говоря о результативности воспитательной и образовательной деятельности, на наш взгляд, сложно измерить духовность человека вообще, тем более у ребёнка дошкольного возраста. Гораздо позже придет осознание основ нравственности, заложенных в раннем детстве. Организация и проведение праздников способствовали совместному проживанию детьми и взрослыми разнообразных событий, определили духовное содержание и нравственный характер общения детей с миром и окружающими людьми, наполнили их жизнь традиционными духовными представлениями и образами.
Задумаемся над словами Иродиона Ветринского, профессора Санкт-Петербургской духовной академии (XIX век) : «Утвердить добрый характер дитяти в добре, а дурный и наклонный ко злу направить и расположить к правилам добродетели, сообразно призванию питомца – вот великая тайна воспитания». Эта тайна сейчас неведома для нас, в ней заложены будущие плоды наших трудов, будущее нашего общества, будущее России.
Используемая литература
1. Алексеева А. А. «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста», журнал «Дошкольное воспитание» №1,2,5,8,9,12, 2004г.
2. Бородина А. В. Основы православной культуры», Москва, «Православная педагогика», 2003г.
3. Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов : № 07(32, 2015г. ; № 01(26, 2015г. ; № 05(30, 2015г.
4. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.
5. Концепция православного дошкольного образования, 1993г.
6. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008.
7. Петрова В. И., Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
8. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, 2007г.
9. Сборники «Православное воспитание детей дошкольного возраста», «Церковные праздники».
10. Ушинский К. Д. - Родное слово, Москва, “Лествица”, 1999 год.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. :ТЦ Сфера, 2014.
12. https://doshkolnik.ru
13. https://doshkoljatam.ru
14. https://www.maam.ru
15. https://www.portal-slovo.ru
16. https://nsportal.ru