Эльвира Алешникова
Нравственно-патриотическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Основной формой нравственно -патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышает детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать общения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократно обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изо деятельность (например, «Мой город», «Столица нашей Родины- Москва»»). Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нём? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышлений, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств. Воспитатель должен так организовать пополнение о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решается также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по – новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание» размещена в разделах
Во время прогулок в лес, в поле. К реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относится. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счёте и нравственные. Окружающий мир и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу…Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы бедующим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военнопатриотическим содержанием. У детей появляется желание учиться метать в цель снежинки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определенные дистанции, разбивать палатки, маскироваться. И так формирование у детей дошкольного возраста любви к своей родине, своему краю заключается прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также в взаимосвязи различных средств и методов воспитания А. С. Макаренко предостерегал педагогов против преувеличения роли отдельных средств. Против универсализации методов и приёмов воспитания. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом- это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководств всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задачи. Необходимо уже в дошкольном возрасте сформировать у детей первоначальное достоверные представления об истории нашей Родины, чтобы вызвать интерес к её изучению в бедующем, уже как школьники. Именно игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята примеряют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя-поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка- дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь – то и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Педагог, воспитывающий будущих граждан страны, учит их радоваться труду на общественное благо, прививать им чувство ответственности, а потому требует о них чёткого выполнения порученного дела, приучает самостоятельно замечать и устранять непорядок, и не надеяться на то, что работу сделает взрослый. Действенным средством воспитания является похвала, поощрение. Периодически следует обсуждать с детьми, как выполняются поручения, все ли ответственно относятся к делу, месте думать, а потом тому, кто пока недостаточно активно и ответственно относится к общему делу. Поэтому трудовое воспитание является важным аспектам в патриотическом воспитание, так как человек действительно любящий свою страну, то все что он делает для ее благо, работает и делает качественно. Есть трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами. Вызваны они тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать несколько художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в истории быта родного края. Кроме того, в подобном «Помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры «через героев сказок и т. д.). Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории соей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному
отношению к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растёт бедующий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно проходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребёнку. В связи с этим может возникнуть необходимость в содействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого- в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья- ячейка общества, хранительница национальных традиций; - счастье семьи- счастье и благополучие народа, общества, государства. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями предприятий и учреждений района и. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместной с ребёнком выступлении или снятом ролике. Не менее интересно провести «мини- исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая её «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т. д. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (зарисовка глиняных игрушек, народного плетение и т. д, а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы) Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.