фатима Котиева
Нравственно-патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно- патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы)
Руководитель ГБДОУ
«ЦРР-Д/с «Маленький гений» г. Магас,
Республика Ингушетия
Котиева Фатима Русланбековна
Наша страна Россия – огромная многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой гражданское согласие и единение поддерживается людьми, сплоченными общей идеей, основанной на единстве и сходстве взглядов для создания мира, покоя, процветания и уверенности в завтрашнем дне.
Тема нравственно-патриотическое воспитание дошкольников актуальна всегда. История показывает, что, когда мы едины и живем в мире, дружбе и согласии, мы всегда добиваемся ярких побед и достижений.
В соответствии с ФГОС ДО нравственно-патриотическое воспитание дошкольников осуществляется в тесном взаимодействии с духовно-нравственным воспитанием, через приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, социализацию, формирование нравственно- патриотического сознания, инициативы и творчества детей в различных видах деятельности.
Сегодня одним из важных аспектов воспитательного процесса является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
И от того, насколько грамотно мы будем осуществлять нравственно - патриотическое воспитание дошкольников сейчас во многом будет зависеть безопасность, мир и согласие между людьми в будущем.
В условиях современного дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) это вопрос особой актуальности. В свете глобализации и информационных технологий, возрастающего потока информации из разных источников, формирование патриотических чувств и ценностей. Современное ДОУ сталкивается с вызовами, которые мешают эффективному патриотическому воспитанию детей. Однако процесс патриотического воспитания имеет свою значимость и требует особого подхода со стороны педагогов.
Роль нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является одной из ключевых задач, поскольку она направлена на формирование гражданственности и любви к своей Родине.
Уже с самого раннего детства помогает развивать у детей осознанное отношение к своей стране, ее культурным традициям и истории. Это способствует формированию у них чувства принадлежности и ответственности за свой народ.
В ЦРР-Д/с «Маленький гений» г. Магас педагоги имеют возможность использовать различные методы и формы работы для достижения этой цели.
Важным аспектом патриотического воспитания является знакомство детей с символами государства: флагом, гербом, гимном и другими национальными символами. Ребята узнают о значениях этих символов и научиться уважительно относиться к ним. Это помогает им формировать свою гражданскую позицию и понимание принадлежности к определенной стране.
В этой связи, особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, реализующих ФОП ДО, включающие региональный компонент содержания дошкольного образования.
Задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей при взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками и привлекательных видах деятельности с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиции народа.
Педагог проектирует работу с детьми, что можно показать в ближайшем окружении и о чем рассказать детям, выделив самое характерное для данной республики, города, с привлечением родителей, работников других культурно-социальных и образовательных учреждений. Повышение компетентности педагогов в вопросах воспитания детей предполагает активное познание культурно-исторического наследия родного города, республики и современных технологий обучения. Успеха в воспитании можно добиться, если педагог любит родные места, постоянно пополняет свои знания о них. Любовь к малой родине воспитывается и при ознакомлении с символами республики, города: гербом, флагом, гимном.
Особое место занимает воспитание любви к семье на основе семейных традиций и ценностей. Семья- первая эмоционально-значимая среда, которая вводит его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг». Родина начинается с семьи. От родителей зависит, какими вырастут дети, какие ценности в жизни для них станут главными.
Организация тематических мероприятий, посвященных истории и культуре России и Ингушетии, также является важным элементом патриотического воспитания.
Посещение музеев с родителями, онлайн -экскурсии на исторические объекты и общение с ветеранами Великой Отечественной войны позволяют детям лично ощутить связь с прошлым своей страны. Такие мероприятия развивают у них память, уважение к старшим поколениям и любовь к Родине. Важную роль в нравственно- патриотическом воспитании играют также национальные обычаи и традиции. Знакомство с фольклором, национальными праздниками, танцами и играми способствует формированию самосознания ребенка как представителя определенного народа. Такие знания помогают детям увидеть богатство своей культуры и осознать свою уникальность.
В ЦРР-д/с «Маленький гений» г. Магас педагоги активно используют современные технологии для нравственно-патриотического воспитания. Мультимедийные презентации, видеоматериалы, интерактивные игры — все это облегчает процесс изучения истории и культуры своей страны.
Благодаря современным техническим возможностям дети легко получают доступ к информации о России и ее достижениях. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание играет важную роль в современном ДОУ. Оно помогает формировать у детей патриотизм, любовь к Родине и гордость за свою страну. Педагоги ГБДОУ «ЦРР-д/с «Маленький гений» г. Магас, имеют возможность использовать различные методы и формы работы для достижения этой цели, начиная от знакомства с символами государства до организации тематических мероприятий по изучению истории и культуры России и Ингушетии.
Использование современных технологий также способствует более эффективному патриотическому воспитанию детей. Принципы и ценности патриотического воспитания играют важную роль в развитии детей в современных условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Они помогают формировать у детей любовь к своей Родине, гордость за ее достижения, осознание национальной истории и культуры.
Следуя принципам, предложенным ФГОС ДО, коллектив ГБДОУ «ЦРР-д/с «Маленький гений» г. Магас выстраивает работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников по четырем принципам:
Первым принципом является формирование нравственно-патриотической идентичности. Для этого необходимо знакомить детей с символами Родины: гимном, флагом, гербом. Важно объяснять значение этих символов и прививать уважение к ним. Дети должны понимать, что они являются частью своего народа и имеют ответственность перед ним.
Вторым принципом является формирование у детей патриотических ценностей. Они должны понимать значимость таких ценностей, как мир, свобода, справедливость. Нужно рассказывать им о героях прошлого и настоящего — о тех, кто отстаивает права своей страны. Также стоит обращать внимание на традиции и обычаи, характерные для нашей страны.
Третьим принципом является развитие гражданской позиции у детей. Они должны понимать, что каждый из них может внести вклад в развитие своей страны. Детям нужно объяснять, что они могут помогать другим людям и быть активными членами общества. Важно формировать у детей чувство ответственности за благополучие своей Родины.
Четвертым принципом является сохранение и продолжение национальных традиций и культуры. Детям необходимо знакомиться с народными играми, песнями, танцами, рукоделием. Они должны ценить культурное наследие своего народа и передавать его следующим поколениям.
Также педагоги организовывают в ЦРР-д/с выставки и концерты, чтобы расширить кругозор детей. В условиях современного ДОУ особую роль играют инновационные методы патриотического воспитания такие как:
-Использование интерактивных технологий (например, мультимедийных презентаций, компьютерных игр) позволяет сделать процесс обучения более интересным и запоминающимся для детей.
-Различные тематические мероприятия (например, «День Защитника Отечества», «День Победы») помогают углубить знания о стране и ее истории.
Принципы и ценности нравственно-патриотического воспитания в современных условиях нашего центра направлены на формирование любви к своей Родине, понимание ее значимости и активное участие в жизни общества. Эти принципы помогают нашим воспитанникам развивать гражданскую позицию и сохранять национальную культуру.
Использование инновационных методов способствует более эффективному процессу патриотического воспитания.
Одним из методов работы по патриотическому воспитанию является использование игровой деятельности. В играх дети могут вживаться в разные роли, испытывать эмоциональные переживания и узнавать о своей родине.
Например, организация тематических игр, посвященных историческим событиям или национальным праздникам, позволяет детям осознать и усвоить историческое наследие своей страны.
Важным элементом патриотического воспитания является также работа с семьями детей.
Родители принимают активное участие в организации и проведении мероприятий, посвященных нравственно-патриотическому воспитанию. Такие совместные мероприятия позволяют создать атмосферу поддержки и взаимодействия между семьей и ДОУ, а также усилить патриотические ценности в сознании детей.
Посещение памятников истории и культуры совместно с родителями, организация тематических праздников и совместная работа с семьями детей — все это способствует развитию нравственного-патриотизма и укреплению гражданской позиции у будущего поколения.