Кузнецова татьяна
Нравственно-патриотическое воспитание «Игрушки наших предков»
«Игрушки наших предков»
Цель
Формировать интерес и любовь воспитанников к народным традициям и духовным ценностям русского народа через игрушку, как виду народного художественного творчества
Задачи
Дать представление о значении игрушки в жизни русского народа
Расширять знания воспитанников об истории народных игрушек
Создавать условия для обогащения и активизации словаря воспитанников
Развивать эстетический и художественный вкус, чувство пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание „Игрушки наших предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Воспитывать аккуратность и усидчивость, создать положительную эмоциональную атмосферу
Предварительная работа
Беседа о древних игрушках с показом фото-слайдов, рассматривание русских народных промыслов, обучение простейшим приёмам работы с глиной для изготовления игрушек
Оборудование
Краски, кисточки, салфетки, заготовки игрушек, аудиозапись русских народных песен
Ход занятия
Гости званые, желанные!
Рады мы гостям из всех краёв,
Всех ждём, встречаем!
Счастья и мира желаем!
Встанем с вами рядком, да поговорим ладком.
Сегодня такой чудесный день! Мы все собрались вместе, посмотрите вокруг, сколько разных и любимых вами игрушек в нашей группе.
Назовите их. Современные игрушки очень яркие и красивые.
Из чего они сделаны, из какого материала? (Из пластмассы, резины, ткани, металла)
Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (Их покупают в магазине, дарят)
Ребята, а ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки были детьми и они тоже играли с игрушками,
Раньше игрушки были не такие, как у вас сейчас.
А где их брали? (Их делали сами)
Из чего делали раньше игрушки (ответы детей)
Да из того, что было под рукой: лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток, делали из соломы.
Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в наше прошлое. На много-много лет назад и посмотреть с какими игрушками играли предки. Давайте закроем глаза, повернемся на носочках вокруг себя и проговорим: «На носочках повернись, в прошлом мигом очутись!
Презентация «Игрушки наших предков» (показ слайдов) Дети присаживаются на стульчики
Из поколения в поколение передавались секреты мастерства изготовления игрушек. Игрушки постепенно изменялись, совершенствовались.
Мастера – игрушечники стали делать игрушки не только для игры своим детям, но и на продажу. Прославлялись города, где жили эти мастера, слава о них шла по всей Руси.
А как вы думаете, где раньше можно было продать или купить игрушку (на барах и ярмарках) Да, ребята, раньше игрушки продавали на ярмарке.
На ярмарках люди веселятся, поют да пляшут, шутят да на каруселях катаются. А в хотите поиграть и на карусели покататься.
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едим мы на карусели
От веселья и к веселью.
А в наше время где можно увидеть игрушки, сделанные мастерами-умельцами. (на выставках, в музеи)
Ребята, я предлагаю вам посетить мини – выстовку народных игрушек. Они вам знакомы назовите их (дымковские игрушки, каргопольские, филимоновские свистульки и. т. д). Почему их так назвали? Названия они получили по названию местности, где их делают. Сюжеты у игрушек самые разнообразные : образы лошадей, медведей, оленей и птиц. (Медведь символизировал могущество; лошадь слугу солнца; олень изобилие; птица наступление тепла.
Вам нравятся эти игрушки?
Какие эти игрушки, опишите их? (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные) .
Посмотрите, есть ли на нашей выставки произведения дымковских мастеров. Из чего сделаны эти игрушки? (из глины)
Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи?
Какие используют цвета?
Ребята, а это какие игрушки? (Каргопольские) Эти игрушки делают мастера из Каргопольского края
Основные цвета росписи каргопольских игрушек : чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий.
Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки.
Основные виды каргопольской игрушки - это люди, животные кони, медведи, олени, сказочные герои
Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами.
Как называется эта игрушка? (показываю филимоновскую).
-Почему она так называется? Где они были сделаны? (В селе Фелемоново)
Из чего сделана? (Из глины)
-В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки, но не всякие, а именно свистульки. Какие игрушки вы здесь видите? (котик, барышня, птичка)
Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки).
Какие цвета использовали в филимоновской росписи, три основных цвета: малиновый, желтый, зелёный. Какой основной узор? Сильно вытянутые шеи будто всегда они чему – то удивляются.
Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами России. Эта наша национальная гордость.
Всё умеют народные умельцы, а вы хотите стать настоящими народными мастерами? Приглашаю вас в творческую мастерскую.
Работа в творческой мастерской
Дети берут лошадок, сделанные из соленого теста.
В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь. Пока идет самостоятельная деятельность детей, воспитатель включает фонограмму «Русские народные напевы».
Анализ детских работ
Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ.
А что вам понравилось больше всего?
Что нового вы узнали
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось. Спасибо за работу вашу, за старание. По всему свету разошлись изделия народных мастеров. И наша задача не забывать традиции нашего народа, возрождать забытые промыслы.