Наталья Федотова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в МБДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик».
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Расширение представлений о России, как о родной стране, о Чуварлеях, как о родном селе.
Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : изодеятельность, художественное слово.
Чувство Родины…
Родина – это село, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Родная семья.
Мир ребенка начинается с его семьи.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитываю в них гуманное отношение к своим близким.
Родное село.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему селу.
История села – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.
Мы живем в Чуварлеях, селе с необыкновенной историей, неповторимой природой. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего села (а ему в этом году юбилей-250 лет, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее села.
В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даю детям краеведческие сведения о родном селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, знаменитом земляке М. Кошелеве.
Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
Чуварлей– частица Родины.
Воспитывая у детей любовь к своему селу, подвожу к пониманию, что наше село Чуварлей – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие национальные и общественные праздники.
Родная природа.
Эту истину знаю от роду.
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.
Через экскурсии и прогулки в лес, поле, я прививаю детям любовь к родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формирую чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Любить своё село – значит и любить природу в нем.
Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.
Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.
Родная страна.
Широка страна моя родная,
Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации, Чувашской Республики, соседней Мордовии. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой, столицей Чувашии -Чебоксарами и другими городами России.
Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формирую основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. И у нас в селе есть улица названная в честь Героя Советского Союза М. Кошелева. И улица в честь чувашского космонавта А. Николаева.
Акция «День пожилого человека».
В нашем ДОУ стало уже традицией проводить акции, посвященные «Дню пожилого человека» - «Дедушкам и бабушкам наше внимание и заботу» …
Акция к 9 мая.
… и празднику «9 мая» - «Никто не забыт, ничто не забыто».
Родная культура.
«Нет земли краше,
чем Родина наша!»
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского,чувашского и мордовского народов.
Приобщаю детей и к культуре своего народа (русские, чувашские, мордовские народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даю детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.
Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.
Мы планируем на базе нашего детского сада организовать мини-музей «Русская изба».
.Именно здесь для ребенка откроется возможность первого проникновения в историю быта родного края.
Кроме всего этого на базе нашего садика с нового учебного года будет реализовываться дуновно- нравственная программа «Социокультурные истоки».
Цель:
преобразование детского сада в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Задачи:
развитие духовно-нравственных основ образования;
интеграция воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
формирование гражданской ответственности и осознание воспитанником, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
приобщение в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
укрепление статуса детского сада как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
«Охранять природу – значит охранять Родину».(М. Пришвин)
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.
Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!».
Моя малая Родина.
Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.
Это и Чуварлейский бор, и живописная природа, где расположен наш детский сад.
Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.