Валентина Наломова
Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений.
Публикация «Опыт работы музыкального руководителя „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда включаем их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.
Необходимо использовать в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Русская народная музыка должна постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Включение устного фольклора (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки) обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается много инструментальной музыки, характеризующей образы природы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) заканчивается тематическим праздником или развлечением.
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности : что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
Осуществляя музыкальное воспитание детей, работаем в тесном контакте с воспитателями и специалистами.
Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести.
Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Наш детский сад открылся совсем недавно.
Открылись мы в феврале, в начале марта прошел первый детский праздник 8 марта -
– Пусть звучат сегодня в зале песни, музыка и смех.
Мы на праздник мам позвали, наши мамы лучше всех.
За ним в марте последовал праздник Масленицы –
- Встанем утром рано, напечем блинов
С творогом, сметаной, с медом. Будь здоров!
В апреле - «Этот загадочный космос» -
- Самолет летает в небе, а ракета к звездам рвется.
Каждый пусть высокой цели обязательно добьется!
Заявил вчера Виталик: быть Гагариным хочу.
Вы меня зовите Юрой, я ведь в космос полечу.
В мае – утренник, освященный празднику 9 Мая. –
- День Победы 9 Мая, праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем, не вернувшихся в семьи с войны
- Фотоснимок на стене – в доме память о войне.
Димкин дед на этом фото:
С автоматом возле дота.
Перевязана рука,
Улыбается слегка…
Здесь всего на десять лет
Старше Димки Димкин дед.
В июне - первый выпускной –
- До свиданья, сад веселый,
В сентябре пойду я в школу.
А пока тетрадки спрячу
И поеду я на дачу!
Также в июне для наших детей педагоги разыграли музыкальную сказку «Под грибом» -
- Сказка – это чудеса и волшебная страна.
В сказках много приключений и загадочных свершений.
В июле, в честь дня семьи, любви и верности прошли семейные праздники –
- Семья моя – моя семья.
Здесь папа, мама, брат и я.
Люблю я всех, а все меня.
Такая дружная семья!
Еще в июле дети и старшего, и младшего возраста совершили увлекательное путешествие в мир насекомых –
- Спокойно не живу ни дня, мечтают все поймать меня.
И портят мне все лето… Ух, укушу за это! (вот какой кузнечик)
В августе на Дне города поучаствовали в дефиле «Сказки оживают».
Также в августе дети старшего возраста поучаствовали в познавательной игре – путешествии «В поисках флага», приуроченной к Дню Российского Флага –
- Разноцветный флаг России – белый, синий, красный цвет!
Самый для меня красивый, краше флага в мире нет!
В конце августа наши воспитанники со сцены Районного Дома культуры поздравляли всех педагогов района –
- Дядя Путин обещал жизни уровень поднять.
Обещанья президента вам желаем выполнять.
Быть всегда на позитиве и поменьше нервов тратить,
Подготовочку к ЕГЭ еще с садика наладить.
Планируя праздники, мы используем в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те, или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.
Целью
моей работы по данному направлению является воспитание у дошкольников любви к своей родине, к родной природе, к родному дому и семье, к матери, к истории и культуре страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности.
Задачи:
Воспитание в детях чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе родного края, к культурному наследию своего народа;
Формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою родину Россию.
Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Пути решения:
Посещение семинаров по данной теме.
Взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения.
Взаимодействие с родителями воспитанников дошкольного учреждения.
Разработка проектов по данной теме.
Оформление пособий и атрибутов.
Работа с мультимедийным оборудованием.
Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты:
Разработка перспективного планирования мероприятий нравственно-патриотической направленности;
Консультация для родителей и воспитателей по данной теме.
Проявление у детей любви и интереса к истории и культурному наследию Родины.
Выступления с детьми на городских мероприятиях нравственно-патриотического направления.
В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка, как основа его любви к Родине.
Здесь тянутся реки серебряной лентой.
Здесь – яркое солнце и дождь проливной,
Куда б ни уехала, хоть на край света,
Желанье одно лишь – вернуться домой.
Здесь падают с кленов осенние листья,
Колдует зима, покрывая поля
Снегом сыпучим, снегом пушистым.
Это мой дом, меня манит сюда.
Всем знакома мелодия песни Александра Филиппенко. Вот так дети идут по тропинке, на прогулке по родному краю. Предлагаю поиграть на цветных колокольчиках.
ЦВЕТНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ – МЕЛОДИЯ ФИЛИППЕНКО