МААМ-картинки

Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Анна Чернова
Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Годовой итоговый отчет музыкального руководителя о проделанной работе по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Патриот – это тот, кто любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие - то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» размещена в разделах

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

-нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

-нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Актуальность выбранной мной темы очевидна: фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать.

Цель музыкального образования – формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музыки.

Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость.

Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

• Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родной стране, краю, дому, семье, детскому саду;

• Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями, русским и осетинским народным фольклором

Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как НОД, беседы - концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные, выступление детей музыкальной школы.

«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Система нравственно - патриотического воспитания в ДОУ – это взаимодействие с педагогами, узкими специалистами, с родителями, детьми.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.

Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Опираясь на программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:

- художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);

-художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);

- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т. е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.

Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского и осетинского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А. Лядова: «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка» и др. ; М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане».

Для реализации задач по духовно- нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

На праздниках затрагивается несколько тем: «Любовь к матери», «Добро и зло», «Любовь к Родине». В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.

Организация и проведение внутри садовских мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. На эти мероприятия мы приглашаем наших доблестных воинов запаса - пап и дедушек воспитанников, курсантов Центра Военно-Патриотического воспитания,волонтеров РОССОЮЗСПАСА а также Ветеранов Великой Отечественной Войны.

Мы тесно сотрудничаем со спасателями,кинологами и пожарными МЧС. Было проведено много совместной работы.

И это привело к положительной динамике. Ребята узнали много нового интересного и полезного.

В рамках мероприятий, приуроченных к 72-ой годовщине Победы в великой

отечественной войне в учреждении дошкольного образования №176 г. Владикавказа прошел молодежный исторический Квест Победы "Дорогами Победы!", посвящённый памятным событиям весны1945 года.

Цель игры - в интересной форме напомнить родителям об исторических событиях и героях Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.

Квест (с английского) — это приключенческая игра. Мероприятие для детей старших возрастных групп прошло под руководством воспитателей Парсиевой Марины и Мусульбес Натальи, а для родителей, гостей и присутствующих взрослых одновременно были проведены акции «Георгиевская ленточка» и «Письмо с фронта».

Неоценимую помощь в организации мероприятия оказали члены регионального отделения Россоюзспаса и отряда «Спасатель- доброволец» СОГПИ. Участники Квеста передавали сообщения с помощью Азбуки Морзе (фонарями, расшифровывали зашифрованное шифром Цезаря послание, проходили "минное поле", бросали гранаты, штурмовали "заминированный лабиринт", вспоминали фильмы о войне, оказывали первую помощь «раненым».

Много сил было потрачено на то, чтобы сделать состязания по-настоящему интересными, и это получилось на все сто процентов. Участники должны были проявить сообразительность, эрудицию, физическую подготовку и командный дух.

Заключительная часть мероприятия — награждение победителей, проходило в торжественной обстановке, с выступлениями приглашенных гостей, ветеранов, представителей органов местного самоуправления и общественных организаций.

Дипломом I степени награждена команда-победительница квеста «Звезда», также им вручены грамоты и памятные сувениры.

Главным же гостем праздника стал Бучукури Алексей Львович – ветеран, прошедший всю войну, который рассказал ребятам о нелегкой судьбе детей войны, с удовольствием отвечал на вопросы детей и взрослых.

После прохождения всех этапов мероприятия ребята собрались на площадке около садика, где был устроен импровизированный солдатский привал. Здесь завершилось мероприятие небольшим произвольным концертом, где воспитанники совместно с родителями и педагогами читали стихи и хором пели солдатские песни!

Квест проходил на территории детского сада. Маршрут состоял из 7 этапов: сапер, тест по истории ВОВ, оборона Владикавказа, смотр строя и песни, разведка, и первая помощь.

«Препятствия» проходили четыре команды: Победа, Пилотки, Скорпион, Звезда. Помимо детей, в состав команды входили их родители, которые с не меньшим энтузиазмом и энергией включились в игру.

Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «День рождения К. Л. Хетагурова», «День Осетинского языка», с участием родителей и сотрудников детского сада. Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказываю пословицы и поговорки, играют в игры

Вот уже ни первый год мною проводится активная работа с родителями.

Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ:

Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).

Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и научит их творчески преобразовывать окружающий мир.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки Методическая разработка «Музыка и математика» Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в ДОУ и семье «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в ДОУ и семье» Слайд №1-3 Воспитание патриотизма детей дошкольного.

Гражданско-патриотическое воспитание детей средствами физической культуры в старшей группе В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы Введение В современной России остро стоит проблема, которые некоторые называют «поиском национальной идеи». Перефразируя, можно сказать,.

Патриотическое воспитание дошкольников Одним из направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей. В «Концепции.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Подготовила Абдурагимова З. И. Консультация. Как у маленького деревца, поднявшегося над.

Консультация «Патриотическое воспитание средствами музыки» Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит. Необходимо с раннего возраста воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 20:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» (включая файлы) размещена пользователем Анна Чернова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД