Елена Борисова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством организации народных кубанских игр на свежем воздухе
▼ Скачать +Заказ
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством организации народных кубанских игр на свежем воздухе
Современный мир меняется. Появились информационные технологии, компьютерные игры, которые широко вошли в каждый дом. Средства массовой информации вводят в жизнь современных детей новые ценности жизни, новые традиции, правила. И в этом потоке информации очень важно сохранить нравственные ценности жизни, воспитать и привить малышам такие качества как доброта, отзывчивость, милосердие, любовь к Родине. Огромное значение (влияние) на формирование нравственных качеств таких как отзывчивость, доброта, любовь к родным и близким, малой Родине оказывает та среда, в которой развивается ребенок. Эти условия создаем мы, педагоги.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством организации народных кубанских игр на свежем воздухе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания дошкольников. А народные игры почти исчезают сегодня из детства. Е. А. Покровский, К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов и д. р. призывали собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, своеобразие языка, древнюю культуру народов. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, национального, и физического воспитания дошкольников.
Огромное желание и интерес у дошкольников вызывают кубанские игры. Кубанские народные игры отражают образ жизни казаков, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у воспитанников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.
По содержанию все казачьи игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В этих играх дети узнают кубанский фольклор, своеобразный станичный говор, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре Кубани.
Для всех кубанских игр характерна любовь казачьего народа к веселью, удальству. В них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
В соревновательных играх, чтобы разделить детей на две команды - равные по численности и силам, применяется способ проговаривания: «солнце» или «луна», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т. д. В играх с предметами - используются жгуты, палки, мячи, подковы, платки, шары и другие атрибуты. Ведущего в играх выбирают с помощью считалок.
Среди кубанских игр много игр на развитие физических качеств, в особенности ловкости («Кубанка», «Разбить кувшин», быстроты («Пугало», «Конники») и силы («Тяни холсты», «Перетяжки») и т. д.
Для проведения игр не требуется специальный спортивный инвентарь (помимо мячей, скакалок, гимнастических палок можно использовать подручный материал: веревки, палки, тряпичные мячи).
Детские игры и забавы Кубани можно разделить на три вида:
1. Подвижные:
а) игры с игрушками («Брыль», «Сбей шапку»»);
б) игры без игрушек («Сторожевые», «Плетень»);
в) символические игры («Тяни в круг»).
2. Малоподвижные:
а) игры с игрушками («Пять камушков»);
б) игры без игрушек («Нитка, иголка, узелок»);
в) символические игры («Подсолнух»).
3. Хороводные:
а) игры с игрушками («Баба Яга»);
б) игры без игрушек («Заплетайся плетень»);
в) символические игры («Роман, Роман»).
Кубанские подвижные игры в комплексе с другими воспитательными
средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Их проведение в рамках реализации регионального компонента способствует раскрытию детской активности, самостоятельности и инициативности, а также является эффективным средством создания благоприятных условий для развертывания двигательной деятельности детей, для самостоятельного творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменение характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций.
В заключение хочется сказать: как приятно, идя по улице домой, видеть, играющих в любимые с детства игры детей. И знать, что в этом есть и моя заслуга, и заслуга моих коллег.