Лучший педагог года

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности педагога-психолога (часть II)

Мария Фереферова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности педагога-психолога (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Распад семьи является серьезной проблемой для нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов и, по данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где в подавляющем большинстве случаев воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, что бы соединить в себе обоих родителей. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка тем или иным образом отразятся на особенностях его личностного развития: на эмоциональном самочувствии, самооценке, отношения к окружающим людям.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности педагога-психолога (часть II)» размещена в разделах

Учитывая важность проблемы, было проведено исследование специфики эмоционально- личностной сферы детей, воспитывающихся одинокой матерью. Экспериментальной базой стал детский сад. В исследовании принимали участие 44 дошкольника пятого-шестого года жизни. Из них 25 дошкольников из полных семей и 19 из неполных. Был проведен сравнительный анализ детских рисунков по методике «Моя семья» (модифицированный методика «Кинетический рисунок семьи»). Методика состоит из двух частей : рисование ребенком своей семьи и беседы психолога с ребенком после рисования. Для выполнении теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования формат А4, простой и цветные карандаши. При анализе рисунка важно было выяснить:

- эмоциональные характеристики рисунка, отражение настроения ребенка и его отношение к семейной ситуации;

-взаимоотношение ребенка в семье, которое выявляется через особенности изображения членов семьи относительно Я-фигуры ребенка;

- характер образа себя и самооценки ребенка, которое можно выяснить через анализ изображения Я-фигуры и общего сюжета рисунка.

В качестве показателей эмоционального тонуса рисунка использовались:

-цветовая гамма рисунка;

- наличие украшений и символов (солнца, цветов, бабочек и прочее);

- наличие улыбок на лицах людей, которые отражают настроение автора рисунка.

При анализе особенностей изображения главных членов семьи (матери, отца, брата, сестры, бабушки и дедушки) по традиционным для рисуночных методик показателям. Обратимся к эмпирическим исследованиям в области эмоционально- личностного развития детей, воспитывающихся в условиях депривации отцовского влияния, поскольку этот вид наиболее распространен среди неполных семей и является наиболее конфликтным, по сравнению с полными семьями и семьями с повторным браком.

Сравнительный анализ практически всех показателей рисунков детей выявил одну и туже тенденцию, согласно которой дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благополучную картину эмоционально-личностной сферы, в сравнении с их сверстниками из полных семей. Замечу, что особую уязвимою группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение. Учитывая, что эти особенности были выявлены и в результате наблюдения за детьми во время пребывания в детском саду, их можно считать достаточно устойчивыми характеристиками, отражающими специфику личностного развития детей. С одной стороны, можно предположить, что мальчиков, живущих в неполной семье, отсутствует объект индентификации, в результате чего у них наблюдаются проблемы с полоролевой идентичностью, что приводит к снижению самоощущению и общему психологическому комфорту. Однако, с другой стороны, полученные данные могут быть объяснены как следствие попыток матери заменить ребенку отца. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно иди бессознательно стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). В результате чего мальчик лишается не только отца, но и в некотором смысле матери- материнской любви, терпимости, тепла и т. д. Полученные данные в ходе работы свидетельствуют о том, что дети из неполных семей составляют проблемную группу, которая нуждается в пристальном внимании не только родителей, но и психологов и педагогов не только с точки зрения обеспечения их здорового психологического здоровья, но и с точки зрения профилактики девиантного отцовства.

Для решения данной проблемы была начата данная проектная деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

Работа в данном направлении будет способствовать профилактики девиантного отцовства у мальчиков, обеспечение здорового психологического развития детей воспитывающихся в условиях депривации отцовского влияния. Искусственно создавая пример, модель для подражания- следовательно, воздействуем на формирование половой идентичности. А создание творческих рефератов, способствует воспитанию чувства патриотизма через знакомство с историей мужского поколения семьи, чувство гордости за достижения предков. Привлечение всех членов семьи к формированию у ребенка положительного насыщенного образа мужчин (как представителя сильного пола). Воспитываем интерес к семейным реликвиям и наградам.

Публикации по теме:

Детско-родительские отношения в семье (часть 2) Часть 1 Лисина М. И. изучила процесс развития самосознания младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания [12].

Особенности семейного воспитания. Влияние позиции семьи на формирование личности ребенка. Семья - для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в первые годы жизни ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности педагога-психолога (часть II)
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 19:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности педагога-психолога (часть II)» (включая файлы) размещена пользователем Мария Фереферова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД