Мария Фереферова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности педагога-психолога (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Распад семьи является серьезной проблемой для нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов и, по данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где в подавляющем большинстве случаев воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, что бы соединить в себе обоих родителей. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка тем или иным образом отразятся на особенностях его личностного развития: на эмоциональном самочувствии, самооценке, отношения к окружающим людям.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности педагога-психолога (часть II)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Учитывая важность проблемы, было проведено исследование специфики эмоционально- личностной сферы детей, воспитывающихся одинокой матерью. Экспериментальной базой стал детский сад. В исследовании принимали участие 44 дошкольника пятого-шестого года жизни. Из них 25 дошкольников из полных семей и 19 из неполных. Был проведен сравнительный анализ детских рисунков по методике «Моя семья» (модифицированный методика «Кинетический рисунок семьи»). Методика состоит из двух частей : рисование ребенком своей семьи и беседы психолога с ребенком после рисования. Для выполнении теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования формат А4, простой и цветные карандаши. При анализе рисунка важно было выяснить:
- эмоциональные характеристики рисунка, отражение настроения ребенка и его отношение к семейной ситуации;
-взаимоотношение ребенка в семье, которое выявляется через особенности изображения членов семьи относительно Я-фигуры ребенка;
- характер образа себя и самооценки ребенка, которое можно выяснить через анализ изображения Я-фигуры и общего сюжета рисунка.
В качестве показателей эмоционального тонуса рисунка использовались:
-цветовая гамма рисунка;
- наличие украшений и символов (солнца, цветов, бабочек и прочее);
- наличие улыбок на лицах людей, которые отражают настроение автора рисунка.
При анализе особенностей изображения главных членов семьи (матери, отца, брата, сестры, бабушки и дедушки) по традиционным для рисуночных методик показателям. Обратимся к эмпирическим исследованиям в области эмоционально- личностного развития детей, воспитывающихся в условиях депривации отцовского влияния, поскольку этот вид наиболее распространен среди неполных семей и является наиболее конфликтным, по сравнению с полными семьями и семьями с повторным браком.
Сравнительный анализ практически всех показателей рисунков детей выявил одну и туже тенденцию, согласно которой дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благополучную картину эмоционально-личностной сферы, в сравнении с их сверстниками из полных семей. Замечу, что особую уязвимою группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение. Учитывая, что эти особенности были выявлены и в результате наблюдения за детьми во время пребывания в детском саду, их можно считать достаточно устойчивыми характеристиками, отражающими специфику личностного развития детей. С одной стороны, можно предположить, что мальчиков, живущих в неполной семье, отсутствует объект индентификации, в результате чего у них наблюдаются проблемы с полоролевой идентичностью, что приводит к снижению самоощущению и общему психологическому комфорту. Однако, с другой стороны, полученные данные могут быть объяснены как следствие попыток матери заменить ребенку отца. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно иди бессознательно стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). В результате чего мальчик лишается не только отца, но и в некотором смысле матери- материнской любви, терпимости, тепла и т. д. Полученные данные в ходе работы свидетельствуют о том, что дети из неполных семей составляют проблемную группу, которая нуждается в пристальном внимании не только родителей, но и психологов и педагогов не только с точки зрения обеспечения их здорового психологического здоровья, но и с точки зрения профилактики девиантного отцовства.
Для решения данной проблемы была начата данная проектная деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
Работа в данном направлении будет способствовать профилактики девиантного отцовства у мальчиков, обеспечение здорового психологического развития детей воспитывающихся в условиях депривации отцовского влияния. Искусственно создавая пример, модель для подражания- следовательно, воздействуем на формирование половой идентичности. А создание творческих рефератов, способствует воспитанию чувства патриотизма через знакомство с историей мужского поколения семьи, чувство гордости за достижения предков. Привлечение всех членов семьи к формированию у ребенка положительного насыщенного образа мужчин (как представителя сильного пола). Воспитываем интерес к семейным реликвиям и наградам.