Ольга Романова
Детско-родительские отношения в семье (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Лисина М. И. изучила процесс развития самосознания младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания [12]. Так дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточное внимание, адекватно оценивают физические и умственные данные своих детей, не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников. Таких детей поощряют не подарками, а наказывают, чаще всего, отказом от общения.
Публикация «Детско-родительские отношения в семье (часть 2)» размещена в разделах
Дети, у которых наблюдается заниженное представление, воспитываются в семьях, где с ними не занимаются, однако требуют послушания, родители низко оценивают, упрекают, наказывают, не ждут успехов в школе и в дальнейшей жизни [13].
Адекватное и неадекватное поведение детей зависит от условий воспитания их в семье. Так если ребенку предъявляются высокие требования, его порицают, то у них наблюдается заниженная самооценка. Если же у детей повышенная самооценка, то его часто хвалят по заслугам и без. Все это относится к неадекватным представлениям.
При адекватном представлении наблюдается гибкая система наказания и похвалы.
Существуют семьи, где у ребенка наблюдается высокая самооценка, но не завышенная, то это говорит о внимании к личности ребенка, его интересам в сочетании с требовательностью. Ребенка в такой семье не унижают.
В семьях, где у детей пониженная самооценка, наблюдается свобода ребенка дома, однако на деле эта свобода оказывается бесконтрольностью и равнодушием родителей к ребенку [6].
Успеваемость ребенка в школе важнейший показатель оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников, поскольку отношение к себе как к ученику чаще всего коррелирует с семейными ценностями.
На первом плане у младшего школьника наблюдаются те качества, которым уделяют особе внимание его родители, это могут быть такие качества, как школьная успеваемость или же взаимоотношения ребенка в классе или условия жизни ребенка в школе. Если же родители мало заинтересованы школьной жизнью ребенка, то это говорит о низком уровне притязаний со стороны родителей, а соответственно постепенно и детей, поскольку дети перестают претендовать на что-либо.
В младшем школьном возрасте особенностью личности может стать тревожность, которая возникает при постоянном недовольстве родителей своим ребенком. Тревожность, низкая самооценка, все это приводит к снижению успеваемости, потере инициативы, развитию по шаблонам [10].
Также у детей в школе может проявляться демонстративность. Она связана с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Считается, что в основе демонстративности лежит также невнимание родителей к ребенку. Однако, демонстративность встречается и у тех детей, которым оказывают внимание, но у них наблюдается гипертрофированная потребность в эмоциональных контактах [1].
Таким образом, при демократичном стиле воспитания родители ценят в ребенке самостоятельность, его дисциплинированность, не ущемляют его прав и т. д.
При авторитарном стиле дети полностью подчиняются родителям, которые не объясняют, почему так или иначе нужно делать.
Выбрать стиль воспитания, во время осознать неправильность выбранного стиля важная задача современных родителей, которые стремятся найти «золотую середину», чтобы воспитать успешного свободного, инициативного человека.
Особое внимание в психологии семьи занимает такой тип семей, как неполные, поскольку она является наиболее уязвимой в воспитательном отношении [11].
В современном мире достаточно большое количество неполных семей. Неполные семьи разделяются по нескольким категориям, в зависимости от того, какой из родителей отсутствует, в какой степени отсутствует (смерть одного из супругов; внебрачная рождаемость; распад браков. Первая причина не так высока на современном этапе развития общества. Внебрачной рождаемости отводится значительное место. Развод сопровождается некоторыми факторами, которые оказывают отрицательное влияние на развитие личности ребенка, это прежде всего: неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье, что не может не сказаться на формировании нравственности ребенка, его мироощущении. Особенно остро развод родителей переживают дети дошкольного возраста. Таким образом, развод с всеми его обстоятельствами – это система отрицательных факторов, которые могут оказать влияние на психическое и нравственное становление личности детей) [14].
Данные статистики говорят о том, что большинство правонарушителей это дети из неполных семей. Также эти дети чаще подвержены порокам общества (алкоголь, наркомания и т. п.).
Все это можно объяснить тем, что структура семьи влияет на формирование ценностей человека.
Дети из неполных семей чаще всего в дальнейшем также создают неполные семьи [20].
Неполная семья может оказать влияние на успеваемость ребенка, на его позицию в жизни (активная, пассивная) и т. д.
Неполные семьи не обладают тем арсеналом воспитательных возможностей, как полные семьи, поскольку на первый план встают проблемы материального характера.
Чаще всего в неполной семье заботится о детях женщина, ей приходится создавать необходимые бытовые условия, а воспитание как такое, т. е. общение с детьми отодвигается на второй план, что отрицательно сказывается особенно на воспитании мальчиков, которому необходима модель мужчины в мире.
Таким образом, к важному фактору воспитания в неполной семье относится морально-психологический.
Неполная семья, которая возникла в результате развода, является наиболее уязвимой с стороны ее воспитательного потенциала, т. к. если нет отца, что есть вероятность того, что мать снова выйдет замуж, а у детей не всегда складываются благоприятные отношения с отчимами [16].
Каждый человек сам принимает решение, как прожить свою жизнь, в полной или неполной (не беря во внимание несчастные случаи, в каждой семье свои особенности воспитания детей, в каждой семье по-разному происходит процесс становления личности ребенка.
Однако, самое главное это то, что семья не только организует жизнь человека, она наполняет жизнь ребенка первым социальным опытом. В семье для развития ребенка важны не только мать и отец, но важно то, чтобы они были между собой единым целым и единым целым с ребенком, поскольку семья является важнейшим источником событий, поступков в жизни человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Банд А. Н. Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей // Логопедия сегодня. – 2012. – № 1 (январь-март). – С. 17-18.
2. Валитова И. Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка// Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 1997.
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб. : Речь, 2001.
4. Вершинина Л В. Влияние детско-родительских отношений на психологическую готовность ребенка к обучению в школе // Жизненные процессы современного ребенка: взросление: материалы Всерос. науч. -практ. конф. с междунар. участием, Санкт-Петербург, 23 июля 2010 г. / Негос. образоват. учреждение, С. -Петерб. Центр поддержки инновац. технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – С. 80-83.
5. Выготский Л. С. Психология. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
6. Ждакаева Е. И. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохран. органах. – 2010. – № 4. – С. 56-59.
7. Железнякова З. Р. Организация взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 1997.
8. Зацепин В. И., Цимбалюк В. Д. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. – М. : 2001.
9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. – М. : Педагогика. – 2001.
10. Корнеева Т. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 3. - С. 3-8.
11. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т 2. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Педагогика, 1983.
12. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Педагогика. –1986, 263 с.
13. Молчанова Н. В. Факторы, влияющие на уровень эмоционального неблагополучия детско-родительских отношений // Психология человека в современном мире. – М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. – Т. 5. – С. 52-59.
14. Семья и родительство – XXI век: (к 10-летию науч. шк. Р. В. Овчаровой) : сб. науч. тр. : по материалам Всерос. науч. -практ. Интернет-конф. с междунар. участием 15 марта-15 мая 2009 / М-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Курганский гос. ун-т. – Курган: Кург. гос. ун-т, 2009. – 244 с.
15. Смирнова Е. О. Современные дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. 2004. № 3. С. 69-74.
16. Смолярчук И. В. Детско-родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка = Child-Parent Relationships and their Influence on ChildPersonality Development. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2009. – 67 с.
17. Столин В. В. Самосознание личности. М. : МГУ, 1983. 284 с.
18. Федотов А. Ю. Психология семейных отношений. – М., 2000.
19. Фельдштейн Д. И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. – 2002, № 1.
20. Чернов Д. Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на обучение младших школьников // Культурно-ист. психология. – 2009. – № 1. – С. 74-84.