Наталья Башаева
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Правильное воспитание -
это наша счастливая старость.
Плохое воспитание - это наше
будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими
людьми, перед всей страной».
А. С. Макаренко
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Воспитание патриотических чувств является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.
В работе используются разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника, стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу– значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
Патриотическое воспитание охватывает все виды деятельности в организованной образовательной деятельности : чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки).
В совместной деятельности : игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
• Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
• Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
• Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
• Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
• Развитие элементарных знаний о правах человека;
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
• Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В своей работе я использовала краткосрочные проекты.
В рамках реализации проекта «Моя семья» я использовала:
• составление совместно с родителями «Генеалогического древа»
• составление «Веселый гороскоп» детей группы
• составление рассказов о своей семье
• рисование с детьми «Моя семья»
И заключительным этапом состоялись совместные с родителями соревнования «Папа, мама, я – дружная семья.».
Этот проект помог родителям лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Краткосрочный проект «Мой родной Башкортостан». Дети знакомились с растительным и животным миром Башкортостана, природными ископаемыми. Знакомились с легендами и сказками. Вместе с родителями подбирали иллюстрации по теме. Оформили альбом «Природа Башкортостана». У детей появился интерес к исследованию и экспериментам. Мы провели опыты с песком и глиной, камнями и магнитом, с водой и воздухом. Дети с интересом рассказывали о результатах опытов.
Тема «Защитники Отечества» актуальна в наше время, когда дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных передач. Поэтому следующий краткосрочный проект был посвящен Российской Армии.
В работе над данным проектом я знакомила детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывала патриотические чувства относительно своей Родины; приобщала к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств : смелость, ловкость, сила.
Проект включал в себя :
• рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»
• оформление с детьми стенда ко дню защитников отечества
• составление альбома «Защитники Отечества»
• занятие «Богатыри земли Русской»
• изготовление подарков для пап и дедушек
Дети с интересом приносили из дома картинки и фотографии о солдатах, много рассказывали о службе своих отцов. На занятиях и из бесед дети пополнили запас знаний о службе солдат. С помощью родителей и вместе с детьми мы оформили папку «Российская Армия», «Мой папа – солдат». Устроили выставку рисунков о солдатах и о папах.
А в заключении проекта состоялось праздничное развлечение ко дню защитников Отечества.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.
Например, ко Дню Космонавтики мы подготовили и реализовали недельный проект «Этот загадочный космос».
Работа над проектом проходила в несколько этапов:
1. постановка цели;
2. поиск формы реализации проекта;
3. организация развивающей, познавательной, предметной среды;
4. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
В ходе проектной деятельности дети познакомились с планетами солнечной системы, первыми учеными космоса. Конструкторами и инженерами строителями ракет. Много узнали о своей планете Земля и ее спутнике Луне. У детей появился интерес к космосу: кометы, созвездия. Они по заданию дома подготовили рассказы о первом космонавте Юрии Гагарине вместе с родителями. Мы подготовили несколько презентаций для ознакомления с космосом. В заключение проекта с детьми провели викторину «Знатоки космоса», дети нарисовали картины «Загадочный космос». В свободной деятельности лепили, раскрашивали картинки на космическую тему. Играли в подвижные и сюжетные игры.
Результаты реализации проектной деятельности всегда радуют, но всегда есть над чем нужно поработать в дальнейшем. Думаю, что буду и дальше изучать и внедрять в практику работы исследовательские детско-родительские и детские проекты.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
На мой взгляд значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются :
• развивающая среда
• уровень общения со сверстниками
• способность к сотрудничеству
• профессионализм педагога
• потребность родителей
• опора на собственный опыт ребенка
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.