Диана Суслова
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
Суслова Диана Яковлевна, воспитатель,
МБДОУ детский сад №16, г. Уфа
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Сегодня очень актуально звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по собственному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется в нашем ДОУ систематически и последовательно по блокам:
«Моя семья» - учить детей называть имена членов семьи, воспитывать чувство гордости, уважения к старшему поколению.
«Наши мамы и папы» прививать уважение к родителям, их труду.
«Родной мой дом» - прививать любовь к своему дому, детскому саду, воспитывать желание оказывать помощь своим родным.
«Мой город» - познакомить с название своего родного города, с растительным и животным миром, воспитывать бережное отношение к природе.
Используется такие формы работы, как занятия, беседы, рассказы, сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, игры со строительным материалом, наблюдения за живой и неживой природой, за трудом взрослых, чтение художественной литературы.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводится произведениям детской художественной литературы, русским народным играм, устному народному творчеству. Широко используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. п). В устном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.
Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Формирование патриотических чувств происходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально- нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников дошкольного учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Решение задач нравственно-патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости нравственно-патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, нравственности, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам. Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.