Приложение МААМ

Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации

Аксенова Александра
Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире цифровизация достигла такого прогресса, что является уже незаменимой частью повседневной жизни любого ребенка с ранних лет. Ребенок формирует знания, представления о людях, мире вокруг него не только на основании взаимодействия с родителями, воспитателями и сверстниками, но и в большой степени из цифрового пространства (соцсети, блоги, интернет платформы и т. д.).

Темочки:

Для ребенка в современном мире познание, исследование, игра с использованием цифровых технологий – не только обыденная история, но и реальный источник получения новых знаний, опыта и взаимодействия с окружающим миром. Не так давно гаджеты воспринимались с большим негативом, сейчас же представить, что ребенок не изучает современные устройства (от приставок, телефонов до консолей, компьютеров и портативных устройств) – невозможно. Многие представляют эти приборы в руках детей – как игрушки, но они могут иметь более глубокие свойства, функционал и возможности в образовательной сфере.

Наше государство не стоит на месте в плане отслеживания современны х тенденций развития технологий и стремиться успевать развивать современное цифровое образовательное пространство, обеспечивая его нормативной базой, а так же формирую доступный, качественный образовательный контент.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя ключевой проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», направленный на формирование возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Современная цифровая среда ДОУ – следует принципам реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные, познавательные, обучающие игры позволяют организовать одновременное обучение детей, обладающих разными способностями, возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе цифровой среды, заменять их или добавлять новые.

Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотносится в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Стоит отметить принципы формирования цифровой образовательной среды в ДОО. Обратим внимание на принципе вариативности, который дает возможность реализации разных ООП и разных режимов работы ДОО.

Существуют два вида режима:

Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;

Online – обучающийся с родителем (законным представителем, и педагог находится у автоматизированного рабочего места.

При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением дистанционных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:

обучение в режиме онлайн (электронное обучение);

дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;

самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

Далее рассмотрим области применения цифровых технологий педагогами ДОУ.

Какие цифровые инструменты уже помогают в нашей работе?

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет документацию: календарные и перспективные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностику развития детей, готовит материал для оформления родительского уголка. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме, отправляет их через электронную почту.

Система ЕИСДОУ обеспечивает процесс зачисления воспитанника в ДОУ и управления дальнейшими изменениями. Все движения воспитанников по электронной системе контролируются Отделом образования.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Существуют множество цифровых устройств, применимых в ДОУ. Это всем нам хорошо известные компьютеры, ноутбуки, планшеты, проекторы, экраны, интерактивные доски.

Но так как мы с вами всегда должны стремиться к лучшему, развиваться сами и развивать нашу образовательную среду мне хочется рассказать вам о некоторых, специально созданных для обучения дошкольников цифровых устройствах. К ним относятся:

Интерактивные скалодромы – обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи. Это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры.

Интерактивные песочницы — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.

Интерактивные полы — это горизонтальная интерактивная система в виде пола, которая реагирует на движения тела человека.

Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями – это современное оборудование для детей. С его помощью педагог может проводить интересные, познавательные занятия, показывать наглядный материал. Больше не нужно думать, как привлечь и удержать внимание дошкольника.

Мобильное электронное образование - предлагает широкий набор инструментов

для работы с детьми дошкольного возраста, как в группах, так и индивидуально.

Тематический план программы построен в логике календарного года и позволяет организовать занятия в соответствии с традиционным порядком развивающих занятий в дошкольных учреждениях.

С помощью мультимедийных учебных материалов МЭО по 36 темам дети развивают логику, интеллект и мелкую моторику, познавая окружающий мир и вырабатывая стимул к дальнейшему обучению.

Интерактивные занятия МЭО позволяют педагогам дошкольного образования организовать качественную проектную и исследовательскую деятельность в группе, учитывая особенности каждого ребенка и используя индивидуальный подход к детям.

Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения :

Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).

Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

Цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

При всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов, а так же приобретение интерактивного оборудования.

2. Защита здоровья ребенка.

Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Нам предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей. Но не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве, дать возможность новому поколению овладеть новыми технологиями.

Литература:

Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации : практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.

Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян- Шанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.

Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.

Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий : https://edu.gov.ru/

Публикации по теме:

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Фотоотчет о межмуниципальном форуме «Современное дошкольное образование: новые технологии для нового поколения»Фотоотчет о межмуниципальном форуме «Современное дошкольное образование: новые технологии для нового поколения» 30 и 31 октября 2024 года, в нашем городе Энгельсе состоялось открытие II Межмуниципального форума педагогических работников дошкольных.

Фотоотчёт о всемирном дне почты в дошкольной организацииФотоотчёт о всемирном дне почты в дошкольной организации 9 октября 2024 года Всемирный почтовый союз (ВПС) отметил свое 150-летие, что подчеркивает значимость почтовой службы в современном мире,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации
Опубликовано: 20 января 2025 в 23:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации» (включая файлы) размещена пользователем Аксенова Александра (УИ 587811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД