Надежда Щетинкина
Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием
▼ Скачать + Заказать документы
Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Старший воспитатель Щетинкина Н. А.
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Под понятием «преемственность» подразумевается плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.
Преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. (на слайде)
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Сегодня главный вопрос: меняется ли понимание «готовности ребёнка к школе» в связи с принятием ФГОС в детском саду и в начальной школе, в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе. (Что можно ответить? Можно ответить да).
Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГОС ДО положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Нельзя сказать, что до введения ФГОС в этом плане не наблюдалось никакой практической преемственности : конечно же, она существовала всегда в различных видах и формах.
Как строилась система преемственности нашего детского сада с начальной школой?
1. Экскурсии в школу;
2. Совместное родительское собрание;
3. Посещение учителем занятий в ДОУ;
4. Посещение воспитателями уроков у первоклассников;
5. Выступление детей начальных классов в детском саду;
6. Дети из кружка «Робототехника» в гостях у детей старшей и подготовительной к школе групп
Работу по преемственности введенный стандарт образования на государственном уровне позволил перевести на качественно новый уровень.
Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание должно строиться таким образом, чтобы у ребенка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. В ДОУ создаются все условия для того, чтобы ребенок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.
Анализ образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС начальной школы выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом : только через деятельность ребенок осваивает новый опыт. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
В дошкольном учреждении педагоги стараются научить детей деятельности в воспитательном смысле – это значит сделать учение мотивированным, научить каждого ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помочь ему сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
Таким образом, образовательная деятельность в ДОУ выступает, как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Бесспорно, ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе для многих детей очень сложен. Правильная организация работы по преемственности детского сада и школы поможет сделать образовательную среду единым целым.
Цель: обеспечить создание системы непрерывного образования, связь и согласованность целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе.
Задачи:
Создание условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению;
улучшение подготовки к обучению в школе
5-6 летних детей;
углубление интереса к жизни в школе;
оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребёнка в школу.
Работа должна вестись в 3 направлениях:
1. Работа с детьми.
2. Взаимодействие педагогов.
3. Сотрудничество с родителями.
Работа с детьми по преемственности включает в себя : экскурсии, беседы, презентации, онлайн-уроки, викторины, встречи с учителями, сдача норм ГТО с участием учителя физкультуры и др.
Сотрудничество с семьёй включает беседы с родителями, консультации, оформление наглядного материала (стенды, папки-передвижки, тематических выставок, дни открытых дверей, родительские собрания с участием учителей начальных классов и др.
Взаимодействие педагогов.
- Посещение учителями начальных классов образовательной деятельности в подготовительной к школе группы
- Посещение воспитателями уроков в 1 классе
- Анализ диагностики готовности к школьному обучению выпускников ДОУ
- Анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению
- Проведение совместных семинаров, мастер-классов, круглых столов и т. д.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Создание системы преемственности – необходимое условие непрерывного образования.
Закончить хочу словами В. А. Сухомлинского:
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»