Ахметбекова Мадина Раисовна
Новаторство в образовательном процессе при работе с дошкольниками в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками.
Темочки:
Инновационные игровые технологии являются средством интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
И как педагог-практик, я понимаю, что с развитием научных тенденций нужно «отходить» от типовых программ, внедряя лучшие новаторские идеи в образовательный процесс.
Ребенок стремится к активной деятельности, но само по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому работу с детьми необходимо построить на современных игровых технологиях.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, образовании и развитии.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений стали активно использовать ИКТ, как основное достижение в работе с детьми. Трудно не согласиться с высказыванием нашего президента В. В. Путина: «Новые знания и новаторские технологии не должны лежать под сукном, не должны оставаться мертвым грузом. Мы с вами все прекрасно понимаем — такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, предстоит сформировать и заново создать механизмы распространения информации, сделать ее открытой и максимально доступной, через использование ИКТ».
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютерное, мультимедийное и интерактивное оборудование обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал - движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• в процессе своей деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
• компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, поощряет детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей
Что можно сказать о недостатках ИКТ?
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
• Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а также отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
• Особенно это опасно для застенчивых детей.
• Нельзя уповать только на компьютер, мультимедиа и т. д.
Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, и, живя в реальном мире.
Использование компьютерных игр способствует повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.
Также в образовательном процессе можно использовать следующие виды новаторских игр при работе с детьми :
это игры-экспериментирования с различным материалом; (игры с тенью, водой, со светом, с магнитами, бумагой, крупами и т. д.)
дидактические игры: («Найди ошибку», «Фотограф», «Занимательная геометрия», «Цвет и форма», головоломки, лабиринты и т. д.
развивающие: палочки Кюизенера, «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Танграм».
Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Поэтому, нужно определить основные этапы решения проблемы в данном направлении:
1. изучение литературы;
2. создание предметно-развивающей среды;
3. разработка тематических планов, которая включает в себя:
организованную деятельность;
совместную игровую деятельность детей и взрослых;
самостоятельную игровую деятельность детей;
4. разработка методических рекомендаций для родителей.
Совместная игровая деятельность детей и взрослых вне занятий, такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальную и предварительную работа.
Чем же совместная деятельность отличается от занятий? Попробуем разобраться. Начало каждого занятия начинается со слов: «Мы сегодня будем заниматься», Совместная игровая деятельность начинается спонтанно для детей. Появляется персонаж, который увлекает детей и предлагает послушать сказку, при этом напоминает, что игрушки нужно убрать на свое место.
Во время занятий взрослый ставит вопросы, задачи, привлекает к решению. В совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.
Занятия регламентируются временем, в совместной деятельности временных рамок нет. И, наконец, завершение совместной деятельности и занятия. Занятие заканчивается, тем, что взрослый подводит итог (что узнали нового) совместная деятельность плавно перетекает в самостоятельную деятельность.
Самостоятельная игровая деятельность детей. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
Таким образом, игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях требует постоянного усовершенствования и введения новаторских идей в образовательный процесс.