Татьяна Суринова
«Носарий». Познавательно-экспериментальное занятие в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОСАРИЙ.
Познавательно-экспериментальное занятие в средней группе.
Цель: познакомить с функцией носа, его строением. Использование оздоровительных методик (массаж носа, дыхательная гимнастика).
Методический материал: рисунки (контурные) профилей, с разной формой носа (орлиный, пуговкой, курносый и др., схематичное изображение носа в разрезе. Пластиковые стаканчики закрытые крышечками с (лимоном, апельсином, жвачкой, чесноком, укропом., игрушка «бибабо» Петрушка.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Ход занятия.
1. загадываю детям загадку про нос и обсуждаем значение выражений: «нос задрал», «нос повесил», «нос картошкой», «нос пуговкой», «курносый», «орлиный».
Рассматриваем сначала рисунки на стенде, затем в зеркало форму своего носа, предлагаю детям вечером в свое семье, дома определить, «чей нос» у каждого (мамин, папин, бабушкин и т. д.).
Выясняем, для чего нам нужен нос (для дыхания, он помогает чувствовать и различать запахи); что было бы, если не было бы носа.
Для чего нам нужен нос?
Это ведь большой вопрос.
Чтобы нюхать все на свете –
Знают взрослые и дети.
Игра «Найди свой нос» (ориентировка)
Закройте глаза и попробуйте указательным пальчиком дотронуться до кончика носа. Не у всех сразу поучается.
Массаж носа «Улитки» (по китайской методике)
От крылечка до калитки трут указательные пальцы
Три часа ползли улитки, массируют ноздри сверху
Три часа ползли подружки, вниз и снизу вверх 10-20р.
Предлагаю зажав нос, попробовать рассказать стишок (обращаю внимание на то, что вдох и выдох можно делать ртом, но при этом прекращаешь говорить, постепенно начинаешь задыхаться).
Раз-два-три-четыре-пять-
Вышел носик погулять дети легко тянут сами себя
Нос не хочет простужаться, за нос.
И не хочет он чихать.
Значит, надо нам, ребята,
Упражненья выполнять.
У всех людей, у всех зверей имеются носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы.
И не вздохнуть, и не чихнуть без носа нам нельзя.
Скажу вам я: носы не зря придуманы, друзья!
Подготовка к распознаванию запахов. (стаканчики)
Дыхательное упражнение «Морской воздух» (по А. Н. Стрельниковой).
Носик принюхался.
Пахнет морским воздухом дети втягивают воздух
И увидели мы море, носом (глубокий вдох)
Красивое, большое.
Воздух мы морской вдохнем.
Дышим носом, а не ртом.
Плечи не поднимаем, дети выполняют дыхательное
Животиком помогаем. Упражнение.
-очень, нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки,
На полянке-землянику,
В грядке – спелую клубнику.
В огороде чует нос,
Где чеснок и лук подрос.
Опыты с запахами (дети узнают, что,как, пахнет).
Ребята, что в носу происходит с воздухом?
-делают несколько глубоких вдохов ртом, носом. Выясняют, когда горло больше чувствует холод ( при вдохе ртом: когда дышишь ртом, можно застудить горло; при прохождении через нос воздух согревается и в горло попадает уже теплым.
Схематичное изображение носа, объясняю его строение: внутри носа имеются два канала – носовая полость, которая переходит в носоглотку, соединяясь с горлом, ртом, ушами. Внутри носа есть также ворсинки, слизь, которые очищают поступающий воздух от пыли. При прохождении по носовым каналам воздух согревается. В верхней части носовой полости расположены обонятельные клетки. Когда нос (например, при насморке) забит слизью или оболочка носа опухла, запахи не ощущаются.
Заключение, приход петрушки:
- Привет, детишки! Вот и я!
Меня вы рады видеть?
Дети отвечают: Да!
- Про нос мой, дети, расскажу:
Его везде всегда сую.
Как с носом лучше обращаться,
Я вас, ребята, научу.
Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Разный мусор запихать.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.
-Петрушка, как тебе не стыдно ты опять за своё?
- Вы знаете, ребята, Петрушка любил ковырять в носу пальцем, нос вытирал рукавом, ходил без шапки, любил подраться и часто получал по носу. А однажды запихал в нос конфетку. И носу него всегда был распухший и красный.
Обиделся нос и ночью убежал от Петрушки в лес. А что же Петрушка? Проснувшись, он кинулся искать свой нос, а когда нашел его, бедненького, простуженного, в лесу, то принялся его лечить.
- Вот с той поры Петрушка стал свой нос беречь: больше не засовывал в нос посторонние предметы (бусины, маленькие пуговички, и т. д.)
А если иногда простужался, то никогда не сморкался сильно и не втягивал слизь из носа в себя, чтобы не заболело ухо, всегда пользуется только своим носовым платочком (Петрушка дарит детям одноразовые платочки).
- Нос не должен быть простужен,
Нос здоровым всем нам нужен,
Чтобы, сон когда придет,
Тихо спать, закрывши рот.
Ещё можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть –
Носик может обгореть!
А зимой в большой мороз
Не высовывать свой нос!
(Уточняют, что для носа полезно : регулярно освобождать его от содержимого и т. д., что для носа вредно : нельзя ковырять в носу и засовывать в него инородние предметы.)
Петрушка прощается и уходит.
Использовалась методическая литература:
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».,
М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим».,
М. Н. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».