Получи документы

Опыт работы «Экспериментальное обучение дошкольников английскому языку»

Наталья Шумеева
Опыт работы «Экспериментальное обучение дошкольников английскому языку»
▼ Скачать + Заказать документы

Целью данного эксперимента является подтверждение или опровержение гипотезы о положительной роли использования английского материала в процессе развития языковых способностей детей дошкольного возраста. Для того, чтобы ее доказать, был разработан специальный комплекс упражнений, направленный на развитие языковых способностей детей на материале английского языка. Предлагаемый комплекс упражнений, который был апробирован в ходе экспериментального обучения, представлял собой комплекс обучающих игр (на материале английского языка).

Публикация «Опыт работы „Экспериментальное обучение дошкольников английскому языку“» размещена в разделах

Во время изучения научной литературы по данной теме, нас заинтересовали развивающие пальчиковые игры для детей.

Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что развитие мозга и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от двигательной активности ребенка, степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отражают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы

В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, пространственные представления. Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей («Английский на кончиках пальцев»).

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому можно и нужно использовать пальчиковые игры при работе с дошкольниками на занятиях не только родным языком, но и иностранным.

Движения пальчиков помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем предлагаемого материала. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и тексты прочно и надолго запоминаются детьми.

Игры с пальчиками обычно смешные, поэтому они вызывают у детей положительные эмоции. А это, в свою очередь, отражается на формировании мотива к изучению английского языка, на стремлении ребенка с удовольствием повторять песенки, потешки, скороговорки, стихи, демонстрировать их родным, друзьям и знакомым.

Продолжительность таких игр 2-3 минуты, чтобы пальцы заработали, но не заболели.

Пальчиковые игры необходимый и удобный инструмент педагога для удержания внимания ребенка, улучшения координации движения, нацелены на развитие мелкой моторики пальцев, что положительно сказывается становлении речи, необходимо при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности детей.

Так как пальчиковые игры оказывают безграничное влияние на речевую деятельность, с целью структурирования занятия, упорядочения деятельности и дисциплинирования детей, достижения эффекта скорого запоминания материала мы решили провести экспериментальное обучение детей с использованием пальчиковых игр, включив их в плановые занятия по английскому языку.

Экспериментальное обучение строилось, опираясь на программу Е. И. Негневицкой, З. Н. Никитенко, Е. А. Ленской, использовались методические рекомендации по английскому языку Н. В. Чанчиковой «Английский для малышей» и О. Б. Улановой «Английский для дошкольников». В занятия экспериментальной группы был включен комплекс пальчиковых, дидактических игр. Работа началась с составления календарно-тематического планирования.

В основу реализации работы был положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечалась, поощрялась каждая удачная находка, каждое новое решение творческой задачи воспитывалась в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

Занятия были построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей.

Они были направлены на формирование основ языковой и минимальной коммуникативной компетенции как начальный этап (подготовка детей к школе).

Занятия проводились два раза в неделю, подгруппами, численность которых не превышала 12 человек, продолжительность занятий составляла 30-35 минут. Данные занятия с детьми в группах позволяли осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Занятия в экспериментальной группе проводились методом погружения. Именно этот прием способен создать ощущение свободы, свойственное обычному общению. Сущность этого метода заключалась в том, что педагог не опускался до уровня ребенка, а поднимал его до своего. Дети имели возможность слышать не отдельные английские слова, а целые предложения или даже несколько фраз, а также короткие разговорные выражения.

Английские фразы, которые использовались на занятии, произносились медленно и четко. После каждого сказанного предложения сообщался детям его дословный перевод. Фразы были составлены не только из знакомых детям слов – это сужает границы познания. Задаваемые ребенку вопросы обдумывались так, чтобы они подкрепляли его веру в свои силы. В вопросе уже заключался перевод всей фразы, кроме тех слов, значение которых ребенку уже известно. Эти слова выделялись голосом, повторялись, произносились громче, всячески обращалось на них особое внимание ребенка.

Так у дошкольника создавалась иллюзия его участия в переводе целого предложения. Он был рад тому, что способен общаться в живой среде.

Метод погружения в значительной степени способствовал развитию у детей произвольного внимания. Ребенок с удовольствием вслушивался в произносимые фразы, стараясь уловить в них знакомое слово, чтобы не перегрузить память обилием новых слов не ставилась цель для ребенка запоминать все сказанное.

На занятиях давалась детям возможность не только переводить слова с русского языка на английский, но и строить самостоятельные высказывания. Это сформировало у ребенка внутреннюю мотивацию к деятельности и понимание того, что язык не мертвый пласт, а живое орудие общения людей.

Для наибольшей эффективности метода погружения использовались в процессе работы рифмованные строки, которые повышали интерес детей к занятию, снижали утомляемость и способствовали непроизвольности запоминания. При этом сначала обращалось внимание детей на рифмовку последних слов в строке, а затем на связывание их грамматическими правилами.

Применение на занятии стихотворных строчек способствовало и расширению творческого потенциала дошкольников; впоследствии они сами учились подбирать рифмы к английским словам.

Прежде чем разыграть на занятии пальчиковые игры, детям была рассказана история пальчиков, у каждого из которых, как, оказывается, есть имя; обращая внимание на то, что в эти игры играют дети в тех странах, где говорят по-английски – в Англии, Америке, Канаде, Австралии.

Пример 1:

Посмотрите внимательно на свои пальчики. Представьте, что каждый пальчик – это человечек, который может смеяться, плакать, играть, танцевать, у каждого из них есть имя. Английские дети называют их Thumbkin. Вот большой палец. Его называют Tommy Thumbs (показ); дети повторяют движение. Указательный палец называют Pointer – это от английского слова Point (указывать). Познакомьтесь со средним пальцем – middleman. Middle по-английски, а вот слово man означает «человек». Следующий человек – палец – Ring man. Это пальчик, на котором мама и папа носят кольцо. Ring по-английски «кольцо». Самый маленький пальчик – wee man, wee – это маленький.

А теперь внимательно посмотрите на свои ладошки и найдите пальчики, с которыми только что познакомились (педагог показывает пальцы по- английски и показывает, дети повторяют движения. Просит вспомнить названия пальчиков по-русски, обращает внимание: в названиях есть много общего однако имеются и различия, наши пальчики – наши помощники. Они помогут нам научиться играть в забавные игры – finger games, т. е. игры с пальчиками. В такие игры дети играют в тех странах, в которых говорят на английском языке. А вы знаете, в каких странах дети говорят на английском языке?

Занятия строятся таким образом, чтобы дети на слух легко узнавали пальчики, не путали их, умели показать те, которые называются. Закрепление материала происходило таким образом: сначала назывались пальчики по-порядку, дети показывали; не требовалось от детей того, что они запомнят сразу все. Поэтому сосредоточивались на тренировке двух-трех названий (пока дети не усвоят, затем переходили к остальным. На занятиях в ходе игры дети овладевали названиями пальцев, принятыми в английском языке, учились произносить английские звуки. Сначала знакомились с правилами игры: называли и показывали соответствующий палец, дети повторяли движения, называли пальцы. Затем, чтобы проверить, как усвоен материал, называли слова в разнобой:

Пример 2:

Peter pointer

Peter pointer up (дети поднимают указательный палец)

Peter pointer down (опускают)

Finger family up (поднимают ладонь)

Finger family down (опускают)

Игра разыгрывалась для развития умений в аудировании. Перед началом игры повторялись с детьми английские названия всех пальцев, затем называли по-английски указательный пальчик и показывали. В ходе игры по очереди использовали все пальцы, называя их вразнобой (тем самым развивая внимание и языковые способности).

Пример 3:

Tommy Thumbs up (игра на развитие умения в аудировании)

Tommy Thumb’s up – поднимите оба больших пальца.

Tommy Thumb’s down – опустите.

Tommy Thumbs dancing – подвигайте широко растопыренными пальчиками.

Dance them on your head, – пальчики танцуют на голове.

Dance them on your knees, – пальчики танцуют на коленях.

Dance them on your shoulders, пальчики «танцуют» на плечах.

Цель занятия достигалась в том случае, если дети узнавали на слух и понимали слова shoulders, head, knees, dance. Слова up, down, не переводились, а показывались жестами.

При первом чтении стихотворения, по прослушивании: «Что делают пальчики?». ( Предполагаемый ответ: «Танцуют на плечах, голове, коленях»).

Публикации по теме:

Раннее обучение английскому языку детей-дошкольников. Часть 1. Задачи обучения Часть 2. Формы обучения Введение …2 Глава 1. Способности ребенка к изучению иностранного языка …. 4.

Раннее обучение английскому языку детей-дошкольников. Часть 2. Формы обучения Часть 1. Задачи обучения Игровая форма обучения дошкольников иностранному языку – достаточно распространенная. Однако педагоги находят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экспериментальное обучение дошкольников английскому языку»
Опубликовано: 24 мая 2015 в 18:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Экспериментальное обучение дошкольников английскому языку»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шумеева (УИ 345642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД