Наталья Михайленко
Нормы развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Статья:
Нормы звукопроизношения
[/b]
Нормы развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Постановка звуков - одна из главных речевых задач дошкольного возраста, поскольку именно дошкольный возраст является сензитивным для ее решения.
Речь ребенка - это один из наиболее важнейших показателей становления детской личности. Это незаменимый инструмент мышления, познания мира людей и вещей, общения и, наконец, социального влияния в общество.
Публикация «Нормы развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Речь, как психический процесс, состоит из четырех основных компонентов, благодаря которым возможно овладение развитой связной речью:
1. Фонетический иными словами, звукопроизношение, звуковая культура речи - владение фонетической системой родного языка, умение произносить звуки согласно акустическим и артикуляционным нормам, а также способность произносить слова с разной степенью сложности по составу звуков.
В целом дети в возрасте 2-3лет осваивают звукопроизношение.
Например, четко произносят гласные звуки (а, о, у, и, согласные (м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х). Но их речь имеет ряд особенностей: смягченность, замена звуков, не произношение шипящих звуков. К 4-5 годам у детей должны появиться шипящие звуки. К 5-5,5 годам могут появиться сонорные звуки. К 6 годам детский речевой аппарат становиться способен воспроизводить звуки Р, Р’, т. к. это самые сложные звуки по артикуляции.
2. Фонематический - умение слышать, различать, выделять звуки, способность анализировать слова, собирать их из определенных звуков.
3. Лексический - знание и понимание слов как смысловых единиц языка (пассивный словарь) и умение их использовать в собственной речи (активный словарь).
4. Грамматический - умение правильно, согласно законам грамматики, изменять слова, сочетать между собой.
Для формирования правильного звукопроизношения и словопроизношения необходимо развитие трёх компонентов:
* речевого слуха,
* речевого дыхания,
* моторики артикуляционного аппарата.
Обучение правильному звукопроизношению осуществляется поэтапно. Сначала необходимо подготовить к работе речедвигательный аппарат, его моторику, а также поработать с речевым слухом и речевым дыханием.
Конечно каждый ребенок - это неповторимая индивидуальность, его развитие может иметь свои особенности, не укладывающиеся в выше перечисленные возрастные нормативы. И прекрасно, если малыш опережает нормы и начинает чисто произносить звуки раньше положенных сроков.
В заключении позвольте дать несколько важных советов по развитию детской речи: Много и активно общайтесь с детьми, говорите эмоционально, голос должен звучать спокойно и доброжелательно, быть теплым. Очень важно, чтобы между взрослым и ребенком возникал диалог. Четко произносите слова. Не старайтесь показать ребенку, что вы понимаете его с полуслова. Не говорите за него, ведь в этом случае ребенок решает, что в словах нет необходимости. Обязательно играйте с детьми, в процессе обязательно проговаривайте действия всех героев. Уважайте его личность, интересы и потребности. Всегда радуйтесь успехам ребенка, хвалите за его достижения.
Не оставляйте без внимания речь вашего ребенка!