Наталья Артемьева
Нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС
дошкольного образования для детей с ОВЗ
а) Что понимается под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ?
Специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ - это условия обучения, воспитания и развития, которые включают в себя:
• использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
• использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
Публикация «Нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
• предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего детям необходимую техническую помощь;
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
• обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР). ИПР - перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 года № 14). ИПР является обязательной для исполнения всеми без исключения органами и организациями. ИПР разрабатывает Бюро медико-социальной экспертизы.
б) «Педагогическая диагностика» и «психологическая диагностика».
Оценка индивидуального развития детей представлена в двух формах диагностики - педагогической и психологической. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. Такая оценка индивидуального развития детей является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.
В Программе предусмотрены задачи, для решения которых могут использоваться результаты педагогической диагностики:
1. индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога;
2. оптимизация работы с группой детей.
Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе Организации или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой. При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения. Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. В отличие от заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК, она не призвана выявлять особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Психологическую диагностику индивидуального развития ребенка проводят по мере необходимости квалифицированные специалисты-психологи и/или педагоги-психологи. Ее результаты используются для коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей). Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей). Если Организация является экспериментальной площадкой (участником) относительно длительной исследовательской программы, этот факт должен быть отражен в Договоре между Организацией и родителями (законными представителями) ребенка с целью получения их информированного согласия на постоянное исследование развития ребенка.
в) Чем определяется содержание образования ребенка с ОВЗ?
Большинству детей с ОВЗ не подходит общая образовательная программа детского сада, воспитатели и специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре) сталкиваются со множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса.
Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
Для получения общего образования детьми с ОВЗ в ДОУ должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные образовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Для детей с ОВЗ возможны следующие формы получения образования :
1. Группы компенсирующей направленности.
2. Группы комбинированной направленности.
3. Или:
• Центр игровой поддержки развития (ЦИПР);
• Консультативный пункт (КП);
• Лекотека;
• Служба ранней помощи (СРП);
• Группа кратковременного пребывания.
Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками:
• отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
• темп выполнения заданий очень низкий;
• нуждаются в постоянной помощи взрослого;
• низкий уровень развития свойств внимания, мышления;
• трудности в понимании инструкции;
• инфантилизм;
• нарушения координации движений;
• низкая самооценка;
• повышенная тревожность;
• высокий уровень психомышечного напряжения;
• низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Главная задача педагогов, при работе с такими детьми, это не высокие достижения в усвоении образовательной программы ДОУ, а адаптация детей с ОВЗ к социуму. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
• обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
• освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
г) Какие педагогические работники могут привлекаться для обеспечения реализации программы в группах для детей с ОВЗ?
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» :
3.4.3. При работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников, оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.4.4. При организации инклюзивного образования :
при включении в группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой группы, в которой организовано инклюзивное образование.
При включении в группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Педагогическими работниками, дополнительно привлекаемыми для обеспечения реализации Программы в группах для детей с ОВЗ и в общеразвивающих группах, в которых обучаются дети с ОВЗ, являются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, а также, в случае необходимости, социальные педагоги. Рекомендованное количество соответствующих педагогов в расчете на одну группу (для обоих случаев) составляет 1 ставку на группу.