марианна чебоксарова
Конспект НООД «Звуковая культура речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи. Работа над предложением
Цель. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и
последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.
Ход занятия
«Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете ламп? – начинает беседу воспитатель. – Это могут быть… бокалы, рюмки, салатницы, конфетницы, бра, люстры.
А может осенний день быть хрустальным?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Публикация «Конспект НООД „Звуковая культура речи“» размещена в разделах
Эти строчки написал замечательный русский поэт Федор Тютчев. Какие удивительно точные
и красивые слова встречаются в этом четверостишии. Услышали? Осень первоначальная – это какая осень? Каким словом можно заменить слово дивная?»
Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера. Затем просит детей сосчитать количество слов со звуком р в первых двух строчках стихотворения (повторяет их) и назвать эти слова.
«Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная. Ди – часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди-. Какие? (Дима, Дина, Динара, директор, диван) Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на ди-. Итак: диета, диадема, дикарь, диковина,
дикобраз, динамо, диск, дирижер. Все слова вам знакомы? И диадема, дикобраз, дирижер?
Определите, в какой части слова слышится звук р в слове дирижер?»
Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне» и напоминает ее правила:
«Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении «Поспевает брусника, стали дни холоднее».
Дети считают слова (4–5 ответов, а затем называют слова в порядке их следования в предложении.
«А теперь поиграем по-другому, – говорит педагог. – Дима, у тебя слово поспевает, у Саши слово брусника, у Иры – стали, у Маши – дни, у Кати – холоднее. Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение».
Если происходит путаница, игра повторяется с другими участниками. (Прием предложен Г. Беляковой.)
Далее кто-нибудь из детей произносит предложение и просит воспитателя сосчитать и назвать слова в нем. Задание воспитателю дают еще 1–2 ребенка.
Завершая занятие, педагог читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».
* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. Тютчев
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
К. БальмонтЗанятие 2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»
Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».
Ход занятия
«Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела
целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть
целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще
жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?
На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они
объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия
Фета:
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…
Красивое стихотворение? Звучное, изящное».
Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.
Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки
стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали
да, как сеть, мелькали когда?» (Вечером, на вечерней зорьке.)
Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью.
Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без
голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки
артикулярного аппарата.)
Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным,
очень их порадует.
«Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род –
родные… (родители, родился, родословная, роддом)».
Занятие 3. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять
количество и порядок слов в предложении.
Ход занятия
Педагог уточняет у детей, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на
занятии по развитию речи (карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы
бумаги, карандаши).
Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных
предложений.
Затем предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц : цапля, журавль,
оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй. [5]
Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием,
ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать
дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить
новое задание (объяснив причину) : царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица.
Воспитатель просит детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г.
Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с
соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Педагог
напоминает детям о том, что работать нужно самостоятельно.
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий
Покажи!
Педагог загадывает детям загадку:
Золотое яблочко По небу катается, С утра улыбается.
А улыбки – лучи Очень горячи. (Солнышко)
Воспитатель предлагает дошкольникам определить, сколько в тексте загадки слов со
звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова
со звуком ч.
Педагог просит детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в
словах: чашка, очечник, обруч. Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию
звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)
«Слово чашка начинается на ча-, – продолжает занятие воспитатель. – Сколько звуков вы
слышите? Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь
вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.) Таких слов довольно
много».
Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-, например: чайка,
чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. Интересуется, что такое чардаш, ча-ча-ча,
частокол.
Затем педагог спрашивает у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных
друг с другом.)
«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно
начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом
предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка – раз, ты – два… А
теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».
Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.
Ребенок. Бабушка.
Дети. Раз. (Один.)
Ребенок. Ты.
Дети. Два.
И так далее.
Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.
Педагог говорит детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете
рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень
длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-
то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».
Завершая занятие, воспитатель спрашивает у детей, чему они сегодня учились. (Учились
слышать слова, объяснять их смысл, готовились к школе.)
Если останется время, можно прочитать детям стихотворение А. Плещеева «Внучка» (это
стихотворение можно также прочитать на прогулке или перед выходом на прогулку).
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину – люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому – башмачки.