Папки-передвижки

Конспект НООД «Звуковая культура речи»

марианна чебоксарова
Конспект НООД «Звуковая культура речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Звуковая культура речи. Работа над предложением

Цель. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и

последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

Ход занятия

«Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете ламп? – начинает беседу воспитатель. – Это могут быть… бокалы, рюмки, салатницы, конфетницы, бра, люстры.

А может осенний день быть хрустальным?

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Публикация «Конспект НООД „Звуковая культура речи“» размещена в разделах

Эти строчки написал замечательный русский поэт Федор Тютчев. Какие удивительно точные

и красивые слова встречаются в этом четверостишии. Услышали? Осень первоначальная – это какая осень? Каким словом можно заменить слово дивная?»

Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера. Затем просит детей сосчитать количество слов со звуком р в первых двух строчках стихотворения (повторяет их) и назвать эти слова.

«Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная. Ди – часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди-. Какие? (Дима, Дина, Динара, директор, диван) Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на ди-. Итак: диета, диадема, дикарь, диковина,

дикобраз, динамо, диск, дирижер. Все слова вам знакомы? И диадема, дикобраз, дирижер?

Определите, в какой части слова слышится звук р в слове дирижер

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне» и напоминает ее правила:

«Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении «Поспевает брусника, стали дни холоднее».

Дети считают слова (4–5 ответов, а затем называют слова в порядке их следования в предложении.

«А теперь поиграем по-другому, – говорит педагог. – Дима, у тебя слово поспевает, у Саши слово брусника, у Иры – стали, у Маши – дни, у Кати – холоднее. Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение».

Если происходит путаница, игра повторяется с другими участниками. (Прием предложен Г. Беляковой.)

Далее кто-нибудь из детей произносит предложение и просит воспитателя сосчитать и назвать слова в нем. Задание воспитателю дают еще 1–2 ребенка.

Завершая занятие, педагог читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. Тютчев

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

К. БальмонтЗанятие 2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».

Ход занятия

«Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела

целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть

целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще

жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?

На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они

объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия

Фета:

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…

Красивое стихотворение? Звучное, изящное».

Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.

Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки

стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали

да, как сеть, мелькали когда?» (Вечером, на вечерней зорьке.)

Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью.

Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без

голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки

артикулярного аппарата.)

Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным,

очень их порадует.

«Кстати, родные – это кто?»уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род –

родные… (родители, родился, родословная, роддом)».

Занятие 3. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять

количество и порядок слов в предложении.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на

занятии по развитию речи (карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы

бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных

предложений.

Затем предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц : цапля, журавль,

оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй. [5]

Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием,

ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать

дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить

новое задание (объяснив причину) : царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица.

Воспитатель просит детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г.

Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с

соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Педагог

напоминает детям о том, что работать нужно самостоятельно.

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий

Покажи!

Педагог загадывает детям загадку:

Золотое яблочко По небу катается, С утра улыбается.

А улыбки – лучи Очень горячи. (Солнышко)

Воспитатель предлагает дошкольникам определить, сколько в тексте загадки слов со

звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова

со звуком ч.

Педагог просит детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в

словах: чашка, очечник, обруч. Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию

звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

«Слово чашка начинается на ча-, – продолжает занятие воспитатель. – Сколько звуков вы

слышите? Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь

вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.) Таких слов довольно

много».

Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-, например: чайка,

чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. Интересуется, что такое чардаш, ча-ча-ча,

частокол.

Затем педагог спрашивает у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных

друг с другом.)

«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно

начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом

предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка – раз, ты – два… А

теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

Ребенок. Бабушка.

Дети. Раз. (Один.)

Ребенок. Ты.

Дети. Два.

И так далее.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

Педагог говорит детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете

рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень

длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-

то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

Завершая занятие, воспитатель спрашивает у детей, чему они сегодня учились. (Учились

слышать слова, объяснять их смысл, готовились к школе.)

Если останется время, можно прочитать детям стихотворение А. Плещеева «Внучка» (это

стихотворение можно также прочитать на прогулке или перед выходом на прогулку).

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкой и я, —

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Очень бабушку мою —

Маму мамину – люблю.

У нее морщинок много,

А на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому – башмачки.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]» Тема: «Звуковая культура речи: звук ц». Цель: Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группе Цель: Упражнять в четком и правильном произношении звуков «М» и «Мь». Задачи: Обучающие: Закреплять умение правильно произносить звуки «м».

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НООД «Звуковая культура речи»
Опубликовано: 11 февраля 2022 в 11:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НООД «Звуковая культура речи»» (включая файлы) размещена пользователем марианна чебоксарова (УИ 1315807) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД