Ангелина Сагалакова
НОД «Знакомство с хакасским орнаментом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с хакасским орнаментом»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности в ходе исследовательской деятельности.
Задачи:
• создать условия для ознакомления детей с хакасским орнаментом
• способствовать развитию навыков взаимодействия в процессе исследовательской деятельности;
• использовать воспитательные возможности содержания деятельности для решения задач нравственного развития;
• активировать словарь по теме на хакасском языке :.маймах, сундух,когенек, мелей,черче…Воспитатель в хакасском национальном платье.
-Изеннер, олганнар.
Публикация «НОД „Знакомство с хакасским орнаментом“» размещена в разделах
- Ребята, а вы видели хакасскую национальную одежду?
-Посмотрите на меня.
-Вам нравится мое платье (Когенек)
-Минен когенегим.
- Что она из себя представляет, кто может ответить? (ответы детей)
- А знаете, дети, почему платье носили широкое? (ответы) Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т. е. ездили верхом на лошади.
- Посмотрите на мои рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток. (Показ) А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток.
Воспитатель приглашает детей пройти в юрту.
-Аалчы полынар, иртенер.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают предметы в юрте.
-Что вы видите в юрте?
-Ниме чурта пар?
-Пу ниме? (сундух)
-Это что?
В нашей юрте есть сундух. Сундух служит для хранения различных вещей. У русских это были сундуки.
-Чем украшен сундух?
Хакасы любили украшать свою одежду и предметы орнаментами, посмотрите на них. Орнаменты – это узор, рисунок, он предназначается для украшения различных предметов: одежды, посуды, мебели.
-Пу ниме? (мелей)
-Это что?
-Пу ниме? (черче)
-Это что?
-Какой орнамент у пиалы?
-Пу ниме? (маймах)
-Это что?
-Национальную обувь (маймах) шили из кожи и мехов, всегда без подкладки и каблуков и на одну ногу, надевая ее каждый день на разные ноги. Женскую обувь иногда расшивали узором.
-Эти сапожки (маймахтар) не украшены узором.
-Не успела украсить узором сапожки. (маймахтарны). Полыс пиренер.
Дети делятся на пары и украшают сапожки узором. Ребята, посмотрите какие у нас красивые сапожки.
-Спасибо вам за работу.
Хозяйка угощает детей талганом.
Анымчохтар.